Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Возможна ли революция? 4 фактора, способных изменить всё

Вроде бы и низы уже устали считать копейки и хотят перемен, и в верхах нет единства — а революции не происходит. Я вас расстрою или успокою (зависит от вашего мировоззрения): и не произойдет.

Революционная живопись - Борис Кустодиев, Большевик

Говорят, революции всегда происходят вдруг. Никто не ожидал — и вот оно. Вдруг откуда ни возьмись, появился… человек, лидер, способный повести за собой толпу. И как встанет народ, как пойдет, как заставит власть услышать себя, увидеть, подчиняться себе… 

Все это сказки

На деле для возникновения этого «вдруг» в обществе должен сложиться целый ряд условий, обеспечивающих базу для развития, расширения народного волнения. И пока нужные условия не сложились, никакой революции не произойдет. Протест заглохнет.

Есть несколько концепций социодинамики революционных процессов. Многие из вас, вероятно, помнят марксистско-ленинский вариант. Когда низы не хотят жить, как прежде, а верхи не могут управлять по-старому. То бишь по трудам Ильича подразумевается две причины, две базы:

Первая — мощное недовольство населения, в качестве причин которого можно выделить низкий уровень жизни (вспоминаем предложение народу есть пирожные, раз нет денег на хлеб), ущемление религий (вспоминаем Исламскую революцию в Иране или афганских талибов), недостаток прав и свобод (вспоминаем революционную борьбу в США, когда в ходе борьбы за независимость от колонизаторов появилась американская нация).

Вторая — кризис власти, неспособной ни сохранить контроль, ни подавить восстание, ни измениться под влиянием первого фактора.

Ленин — мастер упрощения. Выбросил все ключевые аспекты и оставил лишь их следствия. Повышение протестной активности народа он обусловил первыми двумя факторами, забыв упомянуть о годах работы по раскачке населения и финансировании этих процессов. Без которого никакая революция в том вялом обществе, какое представляла собой Россия начала 20-го века, была бы невозможна.

П. П. Белоусов «Ленин среди делегатов III съезда РКСМ»

Более реалистичной выглядит концепция социолога Питирима Сорокина. Его труды в СССР были под запретом, и доступ к ним мы получили только в 90-х. Я пока не встречал авторов, раскрывающих социодинамику лучше, чем Сорокин. Все, что написано им 70-100 лет назад, находит отражение в окружающей нас действительности.

4 фактора, делающих революцию возможной

Для того, чтобы произошла революция, должны сложиться ВСЕ четыре. Только по совокупности факторов население, народ может пойти за лидером, появившимся «вдруг», и превратить маленький социальный легко подавляемый бунт в полноценную успешную революцию.

1. Обнищание населения.

Ключевой аспект фактора — безысходность. Если у населения нет иного пути облегчить свое положение, кроме революционного. Фактор нищеты не сработает, пока сохраняется возможность:

  • миграции за заработком,
  • перераспределения ресурсов в пользу бедных,
  • экспансии в другие регионы.
Богатство и бедность

2. Имущественный контраст.

Для совершения революционных действий обществу мало быть голодным. В нем должен наблюдаться значительный контраст между бедными и обеспеченными слоями, провоцирующий беднейшую его часть «отнять и поделить».

В 21 веке самые социально стабильные страны отличаются малым числом миллиардеров (олигархов), средне-высоким уровнем жизни и достойной оплатой за любой труд. По-советски говоря, уравниловка. Когда столкновение двух параллельных обществ в границах одной страны невозможно.

3. Слабость элит.

Риски революции в стране снижены, если правящий класс:

  • отлично организован,
  • хорошо вооружен,
  • не испытывает сомнений в своем праве на власть и готов ее защищать.

Если бы у Британской Короны было достаточно сил и средств на американском континенте, получили бы Соединенные Штаты независимость? Риторический вопрос.

T. Dibner "Well, I found them!"

Те революционные лидеры, которые, как я писал выше, возникают «вдруг», редко побеждают правящий класс в открытой борьбе. Они замещают его, заполняют образовавшийся вакуум власти, вытесняя размякших предшественников, неспособных предложить обществу адекватные пути развития (вспоминаем революции Арабской весны и оранжевую). Самая легкая мишень для революции — прогнивший изнутри режим.

В 21 веке развилась интересная тенденция, характерная как для развитых, так и для  развивающихся экономик. Крупные компании стремятся создавать оборонные надстройки. Где-то это просто служба охраны, где-то собственные ЧОПы, где-то частные военные компании, оснащенные получше государственных армий. Независимо от организационной формы, такие структуры дополнительно снижают риски развития революционных процессов.

4. Распад системы норм и ценностей.

Люди со здоровой, устоявшейся системой ценностей редко нарушают запреты. В контексте социодинамики наибольшее значение имеют моральные, религиозные, общесоциальные и юридические нормы. Подрыв доверия к авторитетам в любой форме. Например, суды, которые судят в интересах правящего класса, где друзьям — всё, остальным — закон. Средства массовой информации, которые не информируют, а вкладывают в головы потребителя контента «правильную» точку зрения на происходящие события.

Знаете, какой фактор самый важный? Четвертый. Народ может голодать, но продолжать руководствоваться нормами морали. Может выражать недовольство законами, но не нарушать их. Может недобро отзываться о богатых хоть каждый день, но никогда не покушаться на чужое имущество. Пока не разрушены эти ценности, никакие революции невозможны.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *