Землетрясение в Турции: геополитические последствия

Землетрясение в Турции в силу своей разрушительной мощи может очень серьезно скорректировать все существующие проекты Турции, которые во многом завязаны на внешнюю политику. «Логистическая сверхдержава», как инфраструктурный геоэкономический проект, дополняется проектом пантюркистского «Великого Турана», который носит геокультурный характер. Всё вместе это завязано на внутреннюю политику и до землетрясения вся система находилась в определенном балансе.
Баланс рискованный, так как продвижение внешнеполитических проектов было оплачено существенным ухудшением внутриэкономической ситуации. Отсюда и падение экономических показателей, инфляция и крайне неравномерные результаты турецкой экономики. Однако риск выглядел оправданным — инвестиции во внешнюю экспансию должны были начать приносить ощутимые плоды к 25-27 году и после этого внутренняя обстановка получала очень уверенный шанс на постепенное улучшение.
Однако землетрясение меняет очень многое, и в первую очередь, возникает необходимость перераспределения ресурсов на восстановление разрушенного. А значит — внешнеполитические мероприятия на период от двух лет и более перестанут находиться в приоритете. Что сильно меняет всю стратегию, и для Эрдогана (или того кто придет после него — в конце концов, Турция — это демократия, и пока от выборов и их итогов она зависит, и зависит сильно), в общем, для турецкого руководства сразу после выборов президента придется решать проблему перебалансировки всей политики.
Для Кремля это выглядит двояко: с одной стороны турки крайне бесцеремонно (хотя и достаточно аккуратно) входили на территории, которые Кремль уже не в состоянии контролировать. И входили без малейшего желания в дальнейшем их как-то делить или тем более уступать. С другой стороны, это же было благом, так как умирающий российский режим, распадаясь в первую очередь по окраинам своих интересов, оставлял там пустоту, которая могла быть заполнена чем угодно, и точно ничем хорошим. Турки по крайней мере приносят туда предсказуемость, хотя и явно недружелюбную.
Теперь вопрос возникает уже с Турцией. Желающих войти в регион Средней Азии и Закавказья хватает, но проблема в том, что это желание никак не сопровождается будущим развитием этих территорий. Китай в принципе рассматривает любые территории только как кормовые площадки, по отношению к окружающим пространствам Китай ведет себя исключительно как саранча, объедая их до корня и предельно равнодушно относясь к их будущему. Запад заинтересован, скорее, поставить здесь аванпосты для контроля над распространением китайского влияния и только. Поэтому проблема быстрой хаотизации пространства в случае даже временного ухода Турции или приостановки ею своей экспансии вполне реальна.
Россия однозначно в этом регионе будет продолжать терять и возможности, и влияние, а после назревающего поражения на Украине процесс лишь ускорится. Собственно, Турция на данном историческом этапе — единственный стабилизирующий этот весьма сложный регион фактор и игрок.
И вот — землетрясение. Очень невовремя, как это всегда и бывает.
Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян (@ElMurid)