Российский бизнес жалуется на коррупцию и сетует, что у людей нет денег
Российский бизнес фиксирует рост коррупции на фоне усиления санкционного давления. Каждая третья компания (31,5%) призвала власти усилить борьбу с ней, показал опрос Института народохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
Это может свидетельствовать о том, что «расширение господдержки предприятий, возможно, сопровождается попытками ряда чиновников извлечь личную выгоду из участия в распределении дополнительных бюджетных средств», цитирует РБК выводы авторов исследования.
Они отмечают, что еще весной 2022 года доля компаний, которых волновала коррупция, составляла 23,3%. Также выросло число компаний, считающих проблемой высокий уровень бюрократизма – с 18% весной до 20,8% в конце 2022 года.
Одновременно с этим сократилось число компаний, жаловавшихся на «бездеятельность органов государственной власти в экономической сфере», – с 18% до 15,3%. Также стало меньше предприятий, жалующихся на «отсутствие нормальных законов, регулирующих экономическую деятельность», – с 19,3% до 14,4%.
Опрос ИНП РАН проводился в ноябре–декабре 2022 года среди 132 предприятий. При этом число участников опроса сократилось, поскольку многие из них «взяли паузу и не заполнили анкету», отмечают исследователи.
Бизнес опровергает данные Росстата
В то время как Росстат рапортует о снижении уровня бедности в России и фиксирует рост реальных зарплат, российский бизнес массово жалуется на отсутствие денег в кошельках потребителей.
Половина российских компаний назвали снижение платежеспособного спроса населения ключевым фактором, повлиявшим на их работу в прошлом году, показал опрос, проведенный совместно ПСБ, «Опорой России» и агентством Magram Market Research.
Ещё 38% респондентов пожаловались на «сложности с внешнеэкономической деятельностью» после того, как почти все госбанки попали под санкции и лишись доступа к расчетам в долларах и евро.
Каждый четвертый бизнес (23%), согласно исследованию, столкнулся с «потерей важных клиентов и контрактов». Почти столько же (24%) назвали фактором давления «волатильность» курсов валют, которые в первые недели СВО подскочили до рекордных максимумов, а затем наоборот опустились до самых низких значений с 2015 года.
«Значительная доля опрошенных бизнесменов отметила также высокие налоги и ненадежность поставщиков», но основной проблемой большинство назвали именно сжатие платежеспособного спроса, отмечают аналитики ПСБ.