Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Мишустин призвал аграриев обрабатывать заброшенные земли, но не учел 2 проблемы

Михаил Мишустин

Специальная госпрограмма по сохранению и возвращению в оборот сельхозземель в течение ближайших восьми лет охватит более 13 миллионов гектаров, заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Только благодаря проведенной в этом году мелиорации к концу следующего года ожидается рост производства сельхозпродукции минимум на два миллиона тонн.

Первые результаты государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса оценили вчера на оперативном совещании председателя правительства с его заместителями.

«Чтобы сохранять лидирующие позиции, важно использовать все имеющиеся ресурсы, и в первую очередь — земли сельскохозяйственного назначения. Именно поэтому правительство поддержало запуск специальной государственной программы. Она начала действовать с текущего года», — подчеркнул премьер.

В этом году на реализацию планов направлено свыше 25 миллиардов рублей. В 2023 году финансирование увеличат — до более чем 38 миллиардов.

Продукция АПК в 2023 году вырастет на два миллиона тонн благодаря вводу в оборот сельхозземель

О первых результатах рассказала зампред правительства Виктория Абрамченко. За счет мелиорации в оборот вовлечены почти 79 тысяч гектаров в 62 регионах страны, в том числе 15 тысяч гектаров для выращивания продукции, ориентированной на экспорт. В семи регионах предотвращено выбытие 35 тысяч гектаров по естественно-природным причинам, для чего построили 15 мелиоративных сооружений. До конца года планируется завершить ввод еще пяти объектов, которые сохранят еще почти восемь тысяч гектаров.

«Защитили от затопления более 209 тысяч гектаров сельхозземель благодаря расчистке мелиоративных каналов», — рассказала вице-премьер. Всего по итогам года с помощью мелиорации будет сохранено либо возвращено в оборот около 400 тысяч гектаров земель, заявила Абрамченко. По ее оценкам, это позволит нарастить производство сельхозпродукции как минимум на два миллиона тонн уже по итогам 2023 года.

Второе направление работы в рамках госпрограммы связано с возвращением брошенных земель под реальные агропроекты. В оборот передано более 15 тысяч таких гектаров, их получили крестьянские хозяйства в девяти регионах.

«Сформированы и готовы к дальнейшему предоставлению аграриям земельные участки общей площадью около 81 тысячи гектаров в 22 регионах страны», — цитирует вице-премьера «Российская Газета».

В Государственной Думе находятся несколько законодательных инициатив, которые должны ускорить возвращение в сельхозоборот заброшенных участков. Один законопроект разрешает легально передавать в аренду невостребованные земельные доли, а с 1 января 2025 года они будут признаны муниципальной собственностью. Такое решение вернет в сельхозпроизводство более 11 миллионов гектаров, сказала Абрамченко. Этой проблеме более 20 лет, и началась она с момента реформирования колхозов, добавила она.

Второй законопроект должен устранить лазейки для недобросовестных собственников, которые долгое время не используют сельхозземли. «Мы исключаем возможности перепродажи таких участков в целях ухода от ответственности», — объяснила зампред правительства.

Мишустин попросил вице-премьера продолжать личный контроль госпрограммы.

«Все намеченные мероприятия должны выполняться своевременно и в полном объеме, чтобы обеспечить интенсивное развитие агропромышленного комплекса нашей страны», — указал он.

Комментирует Анатолий Несмиян:

…Проблема вот в чем. Помимо чисто технического ввода земель в оборот (а значит — рекультивации их) снова всплывает один из ключевых показателей сельского хозяйства — так называемая «тракторовооруженность», то есть количество условных тракторов и иной техники на гектар. Общее количество тракторов в хозяйствах за 10 лет снизилось с 310,3 тыс машин в 2010 году до 203,6 тыс машин в 2020 году (без учета тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины).

Увеличение земель в обороте дополнительно снизит удельные показатели, и это при том, что Россия еще в середине десятых годов, к примеру, в два раза отставала по ним от Белоруссии. Сравнивать с развитыми странами вообще бессмысленно — здесь отставание практически на порядок.

Что означает слабая тракторовооруженность и низкая механизация? Падение производительности, ухудшение качества обработки почвы и как итог — ее деградацию. Ростовский «Россельмаш», безусловно, не вытянет весь объем задач, здесь требуется целая госпрограмма. Но кто видел эту программу и каковы ее результаты?

В итоге системная проблема опять решается «по краю» — а давайте увеличим посевные площади! Вот просто возьмем и увеличим. Ну, увеличим (может быть). И что дальше?

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *