Решение по ключевой ставке: драматически снижать не стали
Банк России снизил ключевую ставку до 7,5% годовых. По прогнозу ЦБ, годовая инфляция составит 11,0–13,0% в 2022 году, а с учетом проводимой денежно-кредитной политики снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.
Регулятор отмечает, что текущие темпы прироста потребительских цен остаются низкими, способствуя дальнейшему замедлению годовой инфляции. Это связано как с влиянием набора разовых факторов, так и со сдержанным потребительским спросом. Динамика деловой активности складывается лучше, чем предполагалось в июле. Однако внешние условия для российской экономики остаются сложными и по-прежнему значительно ограничивают экономическую деятельность. На повышенном уровне остаются инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий.
Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также с учетом рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Пресс-конференция по итогам заседания Совета директоров
Пресс-конференция по итогам заседания Совета директоров 16 сентября 2022 года.
Главное из заявления Э.Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России
Полагаем, что пространство для дальнейшего снижения ключевой ставки сузилось.
1️⃣ Годовая инфляция замедляется, но в дальнейшем действие дезинфляционных факторов будет ослабевать.
Текущие темпы роста цен будут формироваться выше сегодняшних околонулевых значений. При этом мы не исключаем, что годовая инфляция в первом полугодии следующего года временно опустится ниже цели из-за эффекта высокой базы.
Мы считаем, что структурная перестройка экономики будет сопровождаться ускорением роста цен, несмотря на отдельные периоды их коррекции. Это важное обстоятельство, на основе которого мы прогнозируем инфляцию выше цели в следующем году и которое учитываем при проведении денежно-кредитной политики.
Нас беспокоит, что инфляционные ожидания населения остаются на повышенных уровнях и даже немного выросли, несмотря на несколько месяцев снижения общего уровня цен. Такого не наблюдалось в прежние периоды замедления инфляции, например в 2019 году.
2️⃣ Ситуация в экономике складывается лучше ожиданий.
Снижение ВВП в II квартале близко к нашему прогнозу. При этом есть признаки, что в III квартале ситуация развивается немного позитивнее, хотя по-прежнему остается очень неоднородной по секторам и регионам.
Структурная перестройка экономики неизбежно приведет к высвобождению рабочей силы там, где производство теряет экономический смысл, и ее перетоку туда, где открываются новые возможности.
Мы учтем все эти тенденции в обновленном прогнозе, который представим в октябре. С высокой вероятностью прогноз по ВВП на этот год будет улучшен.
3️⃣ Денежно-кредитные условия, по нашим оценкам, сейчас в целом нейтральные.
Структура сбережений населения в банках подстраивается под произошедшее изменение денежно-кредитных условий.
Спрос бизнеса и населения на кредиты увеличивается. Корпоративное кредитование после паузы в весенние месяцы растет высокими темпами.
В розничном сегменте прирост обеспечен в основном ипотекой.
4️⃣ Риски прогноза
Дезинфляционные риски в основном могут проявиться на краткосрочном горизонте. К ним можно отнести более значительный перенос в цены уже произошедшего укрепления рубля, сохранение или усиление сберегательной модели поведения, а также перенаправление экспортной продукции на внутренний рынок.
На среднесрочном горизонте по-прежнему преобладают проинфляционные риски. К ним относится уменьшение притока валютной выручки из-за уже объявленных санкций. Геополитические риски остаются существенными.
В зоне высокой неопределенности находится потребительская активность населения.
Важный для нас вопрос – это бюджет. В последние месяцы расходы бюджета растут ускоренными темпами. Это также может создавать проинфляционные эффекты.
5️⃣ О перспективах ДКП
Цикл снижения ставки, скорее всего, близок к завершению. Появляется много признаков того, что текущее инфляционное давление перестает снижаться.
Мы оцениваем диапазон краткосрочной нейтральной ставки выше диапазона долгосрочной (5–6%).