Европа не будет ограничивать цены на газ, Германия помахала РФ рукой, ЕЦБ готовит банки к дефолтам
Еврокомиссия заканчивает готовить предложения по борьбе с энергокризисом. План должен быть представлен в среду. В нем, по всей видимости, не будет меры, которая предлагалась одной из первых, – установить потолок для цен на закупаемый странами Евросоюза газ, в том числе российский.
Против ограничения цены газа ранее высказались представители нескольких стран. Последним стал канцлер Германии Олаф Шольц, который заявил, что такая мера может привести к сокращению поставок газа с мирового рынка. В случае введения ценового контроля в Европе другие центры спроса, прежде всего Азия, могут стать более привлекательными для продавцов газа.
Так что ограничение цены газа, видимо, больше не обсуждается, сообщает Bloomberg. Вместо этого Германия планирует как можно быстрее ограничить цену электричества, которая до сих пор в Европе зависела от цены газа.
Подобное предложение есть и среди мер, которые предлагает ЕК (согласно проекту документа, с которым ознакомился Bloomberg):
- ограничить доходы компаний, производящих электричество из возобновляемых источников и на АЭС, уровнем 180 евро/МВт ч. Это немного ниже нынешней рыночной цены и, по словам аналитика RBC Джона Маска, «гораздо выше того, что компании могли планировать до начала войны в Украине», так что такое ограничение не будет препятствием для дальнейших инвестиций. В августе цена электричества взлетала до 1000 евро/МВт ч;
- ввести временный налог в размере не менее 33% на сверхприбыль компаний в нефтяной, газовой, угольной и нефтеперерабатывающей отраслях. Страны будут применять его по желанию;
- сократить совокупное потребление электроэнергии на 10% и (обязательно) – на 5% в часы пиковых нагрузок.
Подготовка мер по борьбе с энергокризисом давит на котировки газа. Если в конце августа они на пике доходили практически до 340 евро/МВт ч ($3570 за 1000 кубометров), то почти весь вторник провели ниже уровня 200 евро. В ходе торгов цена фьючерса Dutch TTF опускалась до 182 евро ($1911 за 1000 кубометров).
В августе «Газпром» прогнозировал рост цены до $4000, а Дмитрий Медведев – до $5000 за 1000 кубометров.
Газовые хранилища в ЕС заполнены уже почти на 84%, по данным Gas Infrastructure Europe, при том что на 1 ноября цель была установлена в 80%. В Германии показатель составляет 88,3%.
При нынешних уровнях закачки и в случае нормальной зимы газа в хранилищах Северо-Западной Европы к концу марта останется 34%, даже если Россия так и не возобновит поставки по «Северному потоку – 1», пишут в отчете аналитики JPMorgan Chase. Если зима будет холоднее, чем обычно, уровень к концу отопительного сезона может упасть до 14%.
Германия навсегда распрощалась с российским газом
Энергомост Россия-Европа, построенный во времена Леонида Брежнева и почти полвека снабжавший страну твердой валютой, на которую закупались технологии и ширпотреб, окончательно отправляется на свалку истории.
Германия — некогда крупнейший клиент «Газпрома» в ЕС — потеряла надежду на возвращение поставок российского газа и заключает долгосрочные контракты на покупку СПГ.
После того, как Россия отказалась забирать из ремонта турбину «Северного потока», снизила мощность прокачки до 20%, а затем полностью остановила трубопровод, немецкие энергокомпании начали массово делать то, от чего воздерживались с начала газового кризиса.
Uniper, RWE и другие «гиганты» заключают контракты, по которым будут закупать СПГ в ближайшие 15-20 лет, сообщает Bloomberg. Главным поставщиком на замену России становятся США, которые с начала года экспортировали 57 млрд кубометров сжиженного газа, в том числе 37 млрд кубов — в европейские страны.
«Очень много сделок на разной стадии находятся в работе у нас и других компаний», — рассказывает Майкл Сабел, глава американской Venture Global LNG. Ранее в этом году его компания заключила 20-летний контракт с немецкой EnbW AG.
До начала боевых действий на Украине Германия покрывала за счет «Газпрома» половину своих газовых потребностей. Но теперь экстренно закупает плавучие терминалы, где СПГ регазифицируется, чтобы отправиться потребителям. Уже пять таких терминалов зафрахтованы и начнут работу до конца года, а еще два арендуют частные компании.
Россия больше не является надежным поставщиком газа, заявил в июле канцлер ФРГ Олаф Шольц. В сентябре, после того как «Газпром» второй раз с начала лета остановил прокачку по «Северному потоку», Шольц пообещал, что Германия справится газовым кризисом предстоящей зимой. Ее хранилища заполнены на 85%, а кроме того, правительство размораживает угольные электростанции и готовится выделить 65 млрд евро на компенсацию потребителям растущих коммунальных счетов.
«Газпром» продолжает качать газ в ЕС по единственному оставшемуся маршруту — через Украину в объеме 42 млн кубометров в сутки. Но и эта «ниточка» может оборваться, поскольку продолжается СВО, говорит Катя Ефимова, старший научный сотрудник Oxford Institute for Energy Studies.
«Сейчас официальная российская стратегия — «мы сокращаем поставки, Европа замерзнет и придет как бы каяться», — говорит директор экономического направления Института энергетики и финансов НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
Впрочем, вряд ли такое произойдет, продолжает он: европейцам придется жить с высокими ценами на газ, но даже оппозиционные политики не решаются говорить об уступках Кремлю.
«То есть даже стратегия, что к власти придет оппозиция и изменит действия европейских стран, вряд ли сработает», — говорит Салихов.
ЕЦБ готовит банки к дефолтам из-за газового кризиса
Энергетический кризис, бушующий в Европе из-за сокращения поставок газа из России, может затронуть и банковский сектор, опасается Европейский центробанк.
В августе ЕЦБ разослал банкам еврозоны письмо с требованием проанализировать последствия отключения газа на их бизнес, рассказали Bloomberg люди, знакомые с ситуацией. По их словам, ответ банки должны дать к середине сентября, потом до конца месяца представители ЕЦБ будут обсуждать с банкирами складывающуюся ситуацию.
Энергокризис может ударить по банкам с нескольких сторон. Они должны выявить среди своих клиентов тех, что сильнее всего могут от него пострадать, а также определить потенциальные риски для компаний, которых события, спровоцированные событиями в Украине, напрямую вроде бы не затрагивают. Для покрытия потерь от их вероятных дефолтов банки должны иметь достаточные резервы.
Также банкам нужно скорректировать оценки экономической ситуации (еврозона, по оценке ряда аналитиков, находится на грани рецессии), а также продемонстрировать готовность пройти стресс-тесты.
ЕЦБ, который был вынужден пойти на резкое ужесточение денежной политики, подняв процентную ставку сразу на 0,75 пункта, готов оказать банковской системе финансовую поддержку. Его президент Кристин Лагард заявила в пятницу:
Что касается ЕЦБ и национальных центробанков евросистемы, конечно, мы готовы предоставить ликвидность банкам.
«Но не энергетическим компаниям», — подчеркнула она. Многие из них оказались в сложном финансовом положении из-за маржин-коллов по фьючерсным контрактам на энергоресурсы, их размер может составлять 1-1,5 трлн евро.
Помогать энергетическим компаниям должны правительства, но ЕЦБ может предоставить финансовую помощь банкам, выступающим контрагентами в операциях на энергетическом рынке, заявила Лагард.
Правительства уже спешат на помощь. Министерство финансов Великобритании и Банк Англии в четверг объявили о создании фонда, который предоставит энерготрейдерам краткосрочную ликвидность на 40 млрд фунтов ($46,3 млрд). Дания даст госгарантии на $13,5 млрд.
В Германии Uniper уже получила от властей миллиарды и продлила кредитные линии у госбанка KfW, а в пятницу за помощью обратилась еще одна энергетическая компания, VNG. По информации Министерства экономики Германии, около 25 компаний страны дали понять, что им может потребоваться финансовая поддержка.
На самом деле ситуация не катастрофическая, такая помощь нужна на короткое время, чтобы справиться с кризисом ликвидности, утверждает Ник Толлантайр, глобальный директор по торговле энергоресурсами и сырьевыми товарами в консалтинговой компании Baringa:
Финансирование нужно компаниям для торговых позиций, но неплатежеспособность им не грозит, потому что в бизнесе они – производители и выигрывают от высоких цен на физическом рынке.
Многие продавцы оптовой энергии хеджируют свои бизнес-операции сделками на фьючерсном рынке, открывая короткие (на снижение цены) позиции. Из-за невероятного роста цен на газ и электричество их бизнес оказался в выигрыше, но по трейдинговым позициям они несут большие бумажные убытки, а биржи увеличивают требования к размеру гарантийного обеспечения.
Когда энергоресурсы будут поставлены, а операции хеджирования закрыты, у большинства компаний будет достаточно денег, чтобы погасить кредиты от правительств, считает Толлантайр. По его оценке, размер маржин-коллов может составлять около 1 трлн евро.
Хельге Хауген, старший вице-президент норвежской Equinor по газу и электроэнергии, на днях оценил его в 1,5 трлн евро.
«Газпром» весной стал отключать европейские страны от газа, а теперь на неопределенное время остановил поставки по идущему в Германию трубопроводу «Северный поток — 1». Сейчас Россия поставляет в Европу через Украину и Турцию всего около 84 млн кубометров в день — против в среднем 480 млн кубометров в день в прошлом году.
Из-за возможных отключений электроэнергии банки не только действуют по указке ЕЦБ, но и сами готовятся к кризису. Им нужно обеспечить работу серверов, дата-центров, банкоматов; для этого готовятся альтернативные источники энергии, такие как генераторы.
JPMorgan Chase, у которого в Лондоне и Франкфурте работают тысячи сотрудников, провел моделирование отключений электроэнергии, на своих источниках он может работать несколько дней, рассказал Reuters знающий об этом человек. Аналогичные мероприятия летом проводил итальянский UniCredit.
По материалам Bloomberg и The Moscow Times