Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Потребительский кризис в России: хроники уходящей недели

Кризис и потребление - расходы и покупки семьи

Родителям в России стало тяжелее собрать ребенка в школу: чтобы купить форму, тетради и канцелярию, они вынуждены брать кредиты. Перед началом учебного года число заявок на кредиты увеличилось на 20%, пишет «РИА Новости» со ссылкой на «Сравни».

Заявок на получение потребкредитов стало больше в период с 5 по 19 августа. В основном россияне берут кредиты, чтобы покрыть базовые потребности.

В этом году «набор первоклассника» подорожал на 11–14%, оценивают аналитики ПСБ на основе данных Росстата. Так, базовый набор для мальчика (одежда и обувь, школьные и канцелярские принадлежности) обойдется родителям в 22,3 тысячи рублей. При этом собрать в школу девочку выйдет дороже — 26,8 тысячи рублей.

По данным Росстата, цены на одежду для девочек выросли на 7–9%, для мальчиков — на 13–16%. Электронные устройства подскочили в цене на 21%. Тетради — на 36,49% за год, шариковые ручки — на 25,91%, а портфели — на 9,62%.

Россияне ринулись за одеждой в секонд-хенды: спрос подскочил в 2,5 раза

После ухода из России многих западных брендов жители страны начали проявлять большой интерес к секонд-хендам и комиссионкам. Количество покупок в таких магазинах в январе–августе выросло в 2,5 раза, сообщают «Известия» со ссылкой на данные банка МКБ. 

В денежном выражении траты клиентов МКБ на подержанную одежду выросли в 2,1 раза, а держателей карт «Почта банка» — на 20% по отношению к аналогичному периоду в 2021 году.

В «Почта банке» отметили, что спрос на товары из секонд-хендов начал расти весной. В МКБ самыми активными месяцами назвали июнь и июль.

В банках ожидают дальнейшего увеличения популярности магазинов подержанных одежды и обуви, в том числе из-за скорого начала учебного года и снижения доходов граждан.

Тренд на бывшие в употреблении вещи заметили и маркетплейсы. «Яндекс.Маркет» начал перепродавать подержанные сумки известных люксовых брендов, а Ozon решил стать конкурентом «Авито» и запустил сервис частных онлайн-объявлений о продаже товаров.

Продажи ноутбуков в России обвалились на 22% 

Продажи ноутбуков в России в июле упали на 22% в штучном выражении по сравнению с прошлым годом. При этом китайские бренды все активнее занимают место ушедших западных производителей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ретейлеров.

В июле в России в четыре раза рухнули поставки электроники, в том числе смартфонов и ноутбуков, что связано с западными санкциями. Во втором квартале этого года продажи смартфонов в России упали на 23% и стали «самыми низкими за десятилетие».

«Настоящий дефицит» техники ожидается в магазинах в начале осени, но полки начали пустеть уже сейчас. Наблюдается особая нехватка гаджетов от Apple и Samsung. Чтобы решить проблему, ретейлеры начали искать альтернативных поставщиков. Например, в июне re:Store стал ввозить продукцию Apple по параллельному импорту, однако пока такая схема не позволяет закупать устройства в прежнем количестве. 

Московские рестораны зафиксировали худшую посещаемость за пять лет

Весенний всплеск посещаемости ресторанов Москвы под конец лета сменился спадом. К августу трафик столичных заведений стал ниже прошлогоднего на 11%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Focus Technologies. 

К лету 2022 года тенденция сменилась противоположной. Один из собеседников «Коммерсанта» отметил, что «такого провального августа по количеству гостей не было более пяти лет».

Причин несколько. Во-первых, россияне начали больше экономить и по возможности отказываться от товаров и услуг, не относящихся к категории «первой необходимости». Кроме того, в Москве больше нет наплыва иностранных бизнесменов и туристов. Наконец, цены в ресторанах выросли на фоне общей инфляции. В августе средний чек в московских кафе и ресторанах увеличился на 9% год к году.

Сильнее всего пострадали заведения, расположенные в торговых центрах. Сказалось закрытие ряда магазинов международных брендов, а управляющие торговыми центрами «ничего пока не сделали для восстановления трафика», отметил основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов. В сети Gagawa посещаемость в первые два месяца лета снизилась на 4–7%, а в сети «Раковая» трафик оказался на 15–20% ниже ожидаемого. 

Введенные Западом санкции серьезно сказались на ресторанном бизнесе. Уже в марте рестораны начали убирать из меню блюда, в составе которых есть импортная продукция, из-за отсутствия аналогов.

Россияне начали экономить на одежде и обуви. Продажи упали на 40%

Продажи одежды, обуви и аксессуаров в России с февраля упали на 40,5%. Об этом пишет издание Shopper’s со ссылкой на совместное исследование «Сбериндекса» и НИУ ВШЭ. Среди причин пониженного спроса называют желание россиян экономить деньги, а также невозможность найти замену ушедшим из страны брендов. 

По словам коммерческого директора Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян, в общей сложности в стране приостановили работу более 100 международных брендов, предложение одежды и обуви сократилось на треть.

23% покупателей не могут найти нужные вещи, поскольку ассортимент одежды и обуви сократился, приводит такие цифры бизнес-партнер индустрии fashion «Яндекса» Анна Липатова. 

26% россиян признали, что предпочитают донашивать вещи, так как придерживаются осознанного подхода к потреблению. Тренд на бывшие в употреблении вещи заметили и маркетплейсы. «Яндекс.Маркет» начал продавать подержанные сумки известных люксовых брендов, а Ozon решил стать конкурентом «Авито» и запустил сервис частных онлайн-объявлений о продаже товаров, пока только для жителей Ростова-на-Дону.

Анна Липатова также отметила, что покупатели постепенно адаптируются к новым реалиям и 20% из них уже готовы рассматривать альтернативы иностранным брендам. В первом полугодии 2022 года число поисковых запросов в отношении российских брендов, по ее словам, выросло на 183% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Россияне готовятся к ядерной войне, скупая йод

В России с марта резко выросли продажи йодида калия и измерителей радиации, сообщает Forbes. 

На Ozon и Wildberries объем продаж йодида калия и содержащих его препаратов вырос на 103% в апреле по сравнению с мартом 2022 года, на 40% в мае по сравнению с апрелем и на 42% в июле по сравнению с июнем. 

Ранее таблетки йодида калия исчезли из аптек в США. Американцы также делали запасы на случай ядерной войны. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *