Переговоры Путина и Эрдогана: о последней калитке в Россию

Переговоры Путина и Эрдогана завершены. Политическая часть интереса не вызывает: всё было понятно до приезда Эрдогана. Туркам нужно проводить операцию в Сирии, иметь гарантии по сделке с зерном — и по всему, он это всё получил. Если да, то вероятность проведения в обозримом будущем операции в Сирии существенно увеличится. Была упомянута и Ливия — здесь Эрдоган должен был получить гарантии, что никаких внезапных неожиданностей от тех, кого там нет, не последует.
Гораздо более интересной является более скучная тема — стороны договорились резко наращивать экономическое сотрудничество и объемы взаимной торговли. Здесь у Кремля вариантов нет: Турция остается последней калиткой, через которую может идти «серый импорт» Да, есть Китай, есть Казахстан (по сути, тот же Китай), есть немножечко Индии, есть друг Болсонару и некоторые африканские страны, но отношения с ними становятся всё более неясными, и закладываться на их добрую волю всё более опрометчиво даже для кремлевских. Турция радушно предлагает себя для решения неотложных проблем со снабжением. Собственно, отсюда и договоренности о расширении взаимной торговли.
Турция может стать в некотором роде палочкой-выручалочкой для торговли санкционными российскими товарами. Покупая их в России, а затем продавая уже как турецкие. Собственно, Европа вроде бы тоже не против таких мутненьких схем — европейцы вот договорились с Азербайджаном о том, что будут получать азербайджанский газ по системе ТАНАП и ТАП, причем в довольно возросших объемах. При том, что возможностей нарастить резко добычу у Азербайджана нет. Похоже, что Азербайджан будет первой страной в цепочке отмыва российского газа, турки радушно предложат свою транзитную территорию и свои «прокладки», и не слишком большое, но все-таки вполне приличное количество такого газа попадет-таки в Европу, которая считает каждый литр газа. Здесь, конечно, встает вопрос — а по какой цене будет получать российский товар страна-посредник? Вряд ли по рыночной, иначе какой резон?
Второй вопрос тоже важен: Турция будет поставлять в Россию товары, которые ранее Россия получала по всему миру. Ну, по крайней мере, из Европы. Проблема в том, что через Турцию поставлять адекватные объемы российских товаров невозможно: у трубы есть пропускная способность, Новороссийский порт не резиновый, а Санкт-Петербург по понятной причине работать в прежнем ритме вряд ли будет. Неизбежно возникнет торговый дисбаланс, который будет только расти. По факту Турция станет кредитором России, поставляя ей больше, чем получая от нее. Частично проблему можно решить через торговлю за нацвалюту (и договоренность об этом как раз достигнута — но все равно она касается только газа и только частичной оплаты за рубли).
Диспаритет в торговле — штука нехорошая. Трамп в свое время пошел на существенное обострение отношений с Китаем как раз по причине того, что США получали из Китая существенно больший объем товаров, чем поставляли ему. И Трамп буквально выворачивал руки товарищу Си, принуждая его к опережающим закупкам американских товаров. Сейчас эта тема как-то затихла, но скорее всего потому, что демократы хотят решить проблему глобально: не выцарапывать у Китая согласие, а поставить его в ситуацию, когда можно будет просто диктовать условия. Ультимативным образом.
В общем, нечто подобное рано или поздно произойдет и в отношениях между Турцией и Россией. Турция как кредитор, в конце концов, конвертирует свое преимущество в политические требования. И чем быстрее будет накапливаться дисбаланс в торговле, тем раньше и жестче будут поставлены турецкие условия.
Но сейчас никто так далеко не смотрит. Горизонт планирования Кремля — завтра. Даже послезавтра ничего не значат, так как до них еще нужно дожить. «Завтра сегодня станет вчера»©, вот тогда и будем думать про завтра, которое сегодня послезавтра.
Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян (@ElMurid)