Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Провал экспансии на европейский рынок: А.Несмиян о газовой войне и энергетическом кризисе

Газовый кризис в Европе

В свое время Миллер обмолвился, что капитализация Газпрома в будущем составит триллион долларов. То, что главный газовщик страны немножко ошибся, уже понятно. Но тем не менее, на чем-то же он основывал свой смелый прогноз.

Давайте уточним. Стратегия Газпрома после двух газовых войн с Украиной в нулевых заключалась в строительстве двух обходных маршрутов вокруг Украины и полное ее отключение как транзитной территории. Об этом было заявлено публично, так что цели газовой войны были определены и могут служить критерием победы или поражения в ней.

Каков был планируемый масштаб экспансии на европейский рынок?

Во-первых, два уже имеющихся маршрута: Северный поток и система «Ямал-Европа». 55 и 33 млрд кубометров газа в год. Во-вторых, Северный поток-2 мощностью в 55 млрд кубометров. И Южный (затем трансформировавшийся в Турецкий) поток мощностью в 63 млрд кубометров, из которых 15 с «хвостиком» — для Турции (часть из которых уже шла по Трансбалканскому коридору, запитанному с украинского маршрута). Для Европы Турецкий поток должен был подать примерно 47 млрд кубометров. Плюс Голубой поток, изначально работавший на Турцию, но я его пока исключу из общего счета.

Итого в Европу должно было быть подано 200 млрд кубометров газа при отключенном украинском транзите. При росте цен на нефть (и газ), который наблюдался в конце нулевых, оптимизм Миллера был оправдан. Именно этот оптимизм и был положен в известную Мюнхенскую речь Путина.

Иначе говоря: если бы Кремль вышел на параметры 210 млрд кубометров газа, поставляемого на европейский рынок, это была бы безоговорочная и однозначная стратегическая победа.

Не буду утомлять перечислением последующих событий. Что мы имеем сейчас:

Северный поток-2 стоит и пока нет никаких перспектив для его пуска в эксплуатацию. Минус 55 млрд. Турецкий поток по итогам войны в Сирии «потерял» две трубы. Минус еще 33 млрд кубометров. Газопровод «Ямал-Европа» на сегодняшний день практически стоит, на третий квартал мощности газопровода не заказаны. Остается Северный поток, упавший на 80 процентов до примерно 20 млрд кубометров в годовом исчислении и украинский транзит, который так и не удалось выключить — еще 40 млрд обязательных кубометров в год. Итого приблизительно 70 млрд кубометров в годовом исчислении, из которых более половины — это украинский транзит, из-за отключения которого и начался весь сыр-бор.

Нынешняя ожесточенная борьба с Европой идет за то, чтобы поднять минимальную обязательную планку подачи газа хотя бы до 100 млрд кубометров. Европа упорно держит ориентир в 50 млрд. Всё, что происходит сегодня — это борьба за эту разницу в 50 млрд кубометров.

Ни о каких 210 млрд уже никто и не вспоминает. Диапазон между 50 и 100 млрд — это тот предел, в рамках которого идут последние бои этой войны.

Говоря иначе: газовая война Кремлем проигран. Стратегически это полное и безоговорочное поражение. Вопрос лишь в условиях капитуляции — тяжелых или очень тяжелых. По сути, сегодня тысячи солдат на Украине погибают за то, чтобы чуть-чуть подтянуть планку капитуляции вверх. Ничего другого за всей этой спецоперацией нет. Структурно это точно такая же война, как и в Сирии, где армию бросили решать задачу: две или четыре трубы Турецкого потока. Итог той войны известен. Осталось дождаться итогов нынешнего мероприятия.

***

Падение добычи газа Газпромом увеличивается от месяца к месяцу: в июле, как следует из данных «Газпрома», его добыча составила 24 млрд кубометров, что на 36% ниже, чем годом ранее. При этом в апреле он составлял 10% год к году, в мае — 14%, в июне — 30%.

Пока «нащупать» дно падения не удается: помимо падения экспорта, снижение происходит и за счет сокращения внутреннего спроса. Санкции буквально глушат российскую промышленность, что сказывается и на ее потребностях в сырье и энергии.

Пока контрольная планка — 40 процентов падения по сравнению с прошлым годом. Но всё может быть еще хуже, и тогда сокращение добычи будет штурмовать величину в 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Это уже близко к краху всей отрасли, так как подобного рода качели ничем хорошим не заканчиваются.

***

Одним из неожиданных моментов надвигающегося энергетического кризиса в Европе может стать разгром экстремистского экологического движения в странах ЕС.

«Мавр сделал своё дело». Отморозки-зеленые были нужны, чтобы продавить идею энергоперехода и климатическую повестку. Определенный абсурд, который присутствовал в обосновании этого перехода: борьба вначале с глобальным потеплением, а затем вообще с климатическими изменениями как таковыми, глушился воинственной риторикой радикальных экологистов. Вера не нуждается в обоснованиях, и чем неадекватнее пророк, провозглашающий новую истину, тем больше знание заменяется верой. «Верую, ибо [иное] абсурдно».©

По факту, они выполнили свою задачу: расшатали и сдвинули систему, которая теперь находится в нужной точке равновесия и уже не нуждается в поддержке экстремистов. Самое время их снимать с доски и убирать в чулан. Ликвидировать, как Аймана аз-Завахири, их, понятно, не будут, но на цепь должны будут посадить — просто, чтобы не путались под ногами.

Скорее всего, теперь «зеленое движение», встроенное в политический мейнстрим в виде респектабельных «зеленых» партий (которые даже приходят к власти), будет зачищать пространство от маргинальных радикалов-экстремистов, оставляя под собой зомбированный, но вполне приличный электорат. Идеи уже внедрены, проекты реализуются, поэтому революционных матросов пришло время отправлять туда, откуда они и вышли.

Помимо Германии Франция, Италия, Австрия и Нидерланды объявили о планах возобновить работу старых угольных электростанций. 

В ФРГ планируется, что 21 угольных электростанций возобновят работу или и будут работать в течение следующих двух зим.

Для экстремистских «зеленых» группировок практически не остается поля для маневра. Выступать против планов возобновления «грязной генерации» сегодня — это гарантированное скатывание в маргинальный статус и потеря сторонников из числа относительно умеренных и вменяемых, подчиняющимся лишь общему мейнстриму. Промолчать — потерять доверие более радикальных слоев.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *