Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

России уже «нечего терять»: газовый рынок ЕС переживает новый ценовой шок

Европейский рынок газа на всех парах мчится к новому ценовому шоку, пишет Финанз.ру и приводит котировки:

Европа, цены на гез

После того, как в понедельник «Газпром» объявил об остановке еще одной турбины трубопровода «Северный поток», котировки газовых фьючерсов на бирже ICE в Лондоне подскочили выше 2000 долларов за тысячу кубометров.

Прибавив 10% в понедельник, контракты ближайшего месяца поставки подорожали еще на 8,5% во вторник, достигая в моменте 190 евро за мегаватт-час, или 2010 долларов за тысячу кубов — рекордной отметки с первой недели войны в Украине.

России уже «нечего терять», констатирует Джулиан Ли, стратег по нефтяному рынку Bloomberg, ранее работавший старшим аналитиком Центра глобальных энергетических исследований.

Накануне «Газпром» анонсировал сокращение прокачки газа в Германию еще вдвое — до 33 млн кубометров в сутки, или 20% мощности «Северного потока». Компания заявила, что полученные из ФРГ документы по застрявшей в Канаде турбине для газопровода «не снимают рисков» и «вызывают вопросы». Сама турбина по-прежнему не доехала до России, несмотря на договоренности канадских и германских властей.

«Путин, вероятно, будет держать Европу в состоянии постоянной паники, применяя стратегию постоянных отключений, чтобы не позволить сформировать достаточные запасы газа», говорит Хелима Крофт, аналитик RBC.

Объясняет Анатолий Несмиян:

Цена на газ в Европе превысила 2000 долларов за 1000 кубометров. 

Это не означает, конечно, что весь газ стоит такие деньги — это цена текущих спотовых контрактов на хабе TTF в Нидерландах. Большая часть газа поступает в Европу по долгосрочным контрактам по совсем другим ценам. В формуле расчета цены закладывается определенный коэффициент, учитывающий и спотовую цену за период, но в любом случае реальные цены, конечно, существенно ниже.

Газовая война

Автор — Анатолий Несмиян (@ElMurid)

РФ будет держать поставки газа в ЕС на минимуме, чтобы усиливать давление на Европу, – пишет Bloomberg. Понятно, что это не информация, а предположение, хотя и обоснованное. Исходит оно из достаточно ясного понимания: при любых раскладах сроки отказа от российского газа, заявленные Европой — 27 год — выглядят достаточно реалистичными. Поэтому если и использовать газ как оружие, то сейчас.

Другой вопрос, что в случае наступления экстремальных событий, а «голодный паёк» по газу или полная блокада поставок — это именно экстремальное событие, европейцы плюнут на все свои «зеленые заморочки», и введут в действие «план Б» — то есть, в экстренном порядке расконсервируют вообще все имеющиеся мощности, невзирая на цену этого мероприятия. И тогда 27 год может наступить уже в 23 году. Пятилетку в один год.

Кстати, о цене. Наше руководство и наша пропаганда совершенно напрасно камлают на стоимость энергоресурсов, которую якобы Европа не выдержит и поднимет кверху лапки. В экстремальных ситуациях эти аргументы перестают работать. Кроме того, война (а это уже полноценная война, даже если все как-то обойдется без силовых упражнений), всегда ведется на победу, и победитель возмещает свой ущерб репарациями и контрибуциями с побежденного. Европа может пойти на то, чтобы плюнуть сегодня на цену, которую она заплатит за свою безопасность, но нужно быть уверенным в том, что она сделает всё, чтобы возместить весь свой ущерб до евроцента. Конечно, для этого потребуется победа, но Россия Путина — это далеко не Советский Союз, а на одном военном психозе, подпираемом террором, далеко не уедешь. Нужны ресурсы посерьезнее.

В общем, если Блумберг пишет то, что действительно будет происходить, то Кремль ввязывается в еще одну крайне сомнительную авантюру, причем в том же самом сюжете — ввяжемся, а там будем разбираться.

Проблема здесь еще и в том, что у нынешней авантюры вообще нет стратегической цели. Ставить задачу влезть в войну, чтобы заставить противника пойти на переговоры по предыдущей войне — это даже не авантюра. Это клиника. А что делать, если не заставите? Будете искать переговоры уже в этой войне, чтобы по итогам переговоров что? Начать переговоры по предыдущей? Рекурсия идиотизма, вот что это.

Есть еще один момент в этой истории. Европейцы в вопросе энергоперехода выглядят не слишком рациональными и избыточно заидеологизированными. «Зеленая повестка» стала настолько мейнстримом, что противоречить ей даже с позиции разумных доводов оказалось невозможным. Поэтому нынешнее весьма плачевное положение в энергетике Европы — это следствие проводимой политики соглашательства с экстремистами-зелеными. Именно эта политика разбалансировала переход. Именно в угоду зеленым, которые занимают в европейской политике неоправданно большое место, власти европейских стран пошли на самоубийственные решения о превентивных и опережающих закрытиях «грязных» энергомощностей. Собственно, вот это опережающее закрытие и стало причиной снижения устойчивости всей европейской энергосистемы до критического уровня, и нынешний кризис вокруг Украины (и России) обрушил энергетику Европы. Но не сам по себе, а лишь потому, что европейцы сами довели свою энергетику до столь плачевного уровня безопасности.

Угольные станции в Европе, 2019

Я уже писал вчера, что, пожалуй, только поляки из всей континентальной Европы поняли, куда всё идёт (в Польше просто нет таких сумасшедших экстремистов-экологов, как в той же Германии), и решили спасаться самим. И поляки вошли в этот кризис самыми подготовленными и защищенными. Остальным придется решать две проблемы. Первая — заткнуть своих террористов-экологов. Хотя бы на время кризиса. Возможно, даже грубо заткнуть, потому что там публика достаточно отмороженная. Вторая задача — восстановить производство энергии и повысить уровень устойчивости своей энергетики. С учетом того, что еще не всё пошло под бульдозер, мощности есть. Возможно, их уже меньше, чем было, но чтобы повысить безопасность и компенсировать дефицит газа — хватит. Да, промышленность будет сидеть на голодном пайке, но по крайней мере большую часть дефицита джоулей Европа вполне способна компенсировать, и сделать это быстро. Не прямо завтра, но в течение примерно года — вполне.

Правда, лишь при выполнении условия о «зеленых». Это непросто, так как сейчас «зеленые» входят, к примеру, в правительственную коалицию Германии. А их отмороженность такова, что они поступаться принципами не готовы даже сейчас. Здесь уже вопросы к канцлеру Шольцу, как он будет выруливать в этой весьма непростой обстановке. Но, в конце концов, его никто насильно в канцлеры не сажал — сам так решил. Значит, соответствуй.

В общем, при наличии определенной политической воли война, которую пытается развязать Кремль, может даже сыграть на руку рациональным европейским политикам, которые с удовольствием прижмут зеленых, затащивших Европу в этот тупик. Во-вторых, кризис поможет в значительной мере либо избавиться от евро-политиков, коррумпированных Кремлем, либо существенно снизить их возможности. И главное — никто в здравом уме в Европе не намерен отказываться от пресловутого энергоперехода. Это консенсусная точка зрения. Все противоречия и расхождения — в вопросе тактики решения этой задачи. Экстремистские и волюнтаристские подходы «зеленых» однозначно привели весь континент к кризису. Поэтому газовая война, если ее Кремль действительно развяжет, поможет отказаться от плана «зеленых» на ускоренный переход любой ценой и запустит более рациональный, пускай и более растянутый по времени план действий.

А будет ли это с российским газом или без — на самом деле вопрос второстепенный. И вот здесь Путин делает принципиальную ошибку, рассчитывая на легкую победу. Он лишь поможет одной политической силе Европы в борьбе с другой. Но и только. И не более того.

А вот когда они разберутся между собой, тогда те, кто победит в этой внутриевропейской сваре, уделит время и Путину. И сильно сомневаюсь, что тому понравится это внимание.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *