Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Седьмой пакет и уже введенные санкции: Подборка интервью Михаила Крутихина

Михаил Крутихин

У Газпрома большие проблемы, считает эксперт нефтегазового рынка Михаил Крутихин. О ситуации на рынке нефти и газа, перенаправке потоков в Азию и энергетических проблемах России.

Китайцы верят в экономику России? Новую газовую трубу в Китай надо строить 10-12 лет! А также — про СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2, выгоды России от высоких цен на газ и потере Газпромом европейского рынка.

На кону судьба «трубы» в Европу

Источник — Росбалт

Москва действует на опережение, демонстрируя ЕС возможность перекрыть поставки газа раньше, чем они будут к этому готовы, полагает аналитик Михаил Крутихин.

Европа готовится к суровой зиме, не исключая вероятности полного перекрытия поставок российского газа. Как заявил в четверг первый зампредседателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс, двенадцать государств ЕС уже столкнулись с сокращением поставок этого вида топлива.

В свою очередь, правительство Германии опасается, что Россия в рамках ежегодного технического обслуживания трубопровода «Северный поток» может полностью прекратить поставки газа в страну, пишет газета Financial Times. В связи с этим министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек настоятельно порекомендовал соотечественникам перейти на жесткий режим экономии, сократив потребление газа.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков по этому поводу заявил, что поставки по газопроводу «Северный поток» временно снижены из-за его технологического обслуживания, с российской стороны «здесь нет двойного дна». «Наши германские визави прекрасно знают все технологические циклы обслуживания газопровода. Это работает уже много лет исправно, безупречно. Странно приплетать ко всему политику», — отметил он.

Тем не менее, в Европе подозревают, что Россия под разными предлогами намеренно уменьшает объемы поставок и начинают искать альтернативные энергоносители. В частности, рассматривается возможность возврата к таким экологически грязным или опасным видам энергетики, как угольная и атомная.

О том, можно ли в этих условиях говорить о похоронах «зеленой энергетики», а также о том, как сложившаяся ситуация отразится на присутствии «Газпрома» на европейских рынках, обозревателю «Росбалта» рассказал партнер российского консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

— Сейчас создается впечатление, что Россия и Евросоюз начали гонку, кто первым «перекроет газовую трубу». РФ сокращает поставки уже сейчас, а в ЕС намечается принятие седьмого пакета антироссийских санкций, который может включать в себя газовое эмбарго. На ваш взгляд, насколько вероятно полное прекращение поставок российского газа в Европу и кому от этого будет хуже — «Газпрому» или европейцам?

— Европейцы понимают, что им надо отказываться от российского газа, потому что он стал инструментом давления. Однако быстро они это сделать не в состоянии, и потому сейчас Москва ограничивает поставки под видом того, что вот тут, например, возникли какие-то технические проблемы, а тут невозможно увеличить объемы, а здесь контрсанкции против польской компании, а здесь вовремя не вернули из Канады турбину.

Но все эти совпадения не случайны. Мы видим, что сейчас в четыре раза упали суточные поставки газа в Европу по сравнению с 2017, 2018 и 2019 годами. Российская власть действует на опережение, давая понять Евросоюзу, что отключение газа может произойти раньше, чем он будет к этому готов. Что будет дальше, сказать сложно, но пока мы видим, что со стороны Москвы идет очень серьезный нажим.

— В шестой санкционный пакет вошло нефтяное эмбарго. Если Россия сегодня еще и сама откажется от поставок газа в Европу, то куда она денет свои энергоносители?

— Дело в том, что в седьмом пакете санкций не собирались сразу отказываться от поставок газа из России. Теоретически, в нем могли принять программу по снижению зависимости от него, рассчитанную на несколько лет. Что-то подобное тому, что принято по нефтяному эмбарго в шестом пакете: в декабре этого года они на сто процентов прекращают закупки российской нефти, в марте 2023 года перестают покупать российские нефтепродукты и так далее.

Но по газу Россия идет на опережение. В Москве понимают, что газ тоже «отрубят», но пока Европе еще нужен «Газпром» с его топливом, надо использовать это максимально. Даже ценой самоликвидации «Газпрома» на европейском рынке — потому что, отказываясь от своих газовых ниш там, «Газпром» совершает самоубийство, ведь больше ему этот газ девать в Европе некуда.

— На ваш взгляд, возможен в нынешней ситуации возврат Европы к углю и атомной энергетике?

— Все это возвращается уже сейчас. Вот, в Австрии расконсервируют электростанцию, работающую на угле, а в Германии снова запускают электростанции, которые работали даже не на каменном, а на буром угле. Электроэнергия-то нужна! А если идет такой нажим, то приходится сопротивляться ему. В связи с этим сейчас в Европе идут на определенные временные меры, пусть они даже и экологически грязные.

— Не станут ли эти меры концом «зеленой энергетики»?

— Ничего подобного! Это временное отступление, связанное со специальной операцией России на Украине. И даже не в полном смысле отступление. Вместе с возвращением к углю сейчас в Европе принимают и ускоренные меры по развитию «зеленой энергетики», чтобы в конечном итоге ликвидировать зависимость от России и покончить с ископаемыми видами энергоносителей.

Седьмой пакет

Беседа Марка Фейгина с Михаилом Крутихиным.

Что означает увеличение импорта российского топлива на азиатские рынки

Поставки российской нефти в Китай достигли исторического максимума. Ежедневно Пекин получал около 2 млн баррелей. Импорт в мае вырос на 55% год к году, и на четверть по сравнению с апрелем, пишет Reuters со ссылкой на информацию китайской таможни. В результате Россия вышла на первое место по поставкам сырья в Китай, обогнав Саудовскую Аравию, пишет «Ъ».

По информации агентства, рекордный рост связан с крупными скидками, которые Москва стала предоставлять покупателям после начала спецоперации на Украине. Впрочем, партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин призывает не преувеличивать объемы экспорта российской нефти на восток:

«И в 2021 году, и в 2022-м трубопроводные маршруты работали на полную мощность. Через Казахстан по малому маршруту проходило около 10 млн тонн в год. Труба «Восточная Сибирь — Тихий океан» посередине маршрута имеет отвод на Китай и кончается в порту Козьмино, где также топливо отгружается в танкеры и идет в КНР.

Все дальневосточные порты, работавшие в том числе и на Пекин, были загружены на полную мощность. Если и было увеличение объемов, то за счет небольших китайских компаний. Крупные игроки, насколько мне известно, отказались принимать новые партии российской нефти.

Зато небольшие китайские компании, которые не очень боятся вторичных санкций, нанимают танкеры и везут эту нефть оттуда, где есть свободные мощности — из Балтийского и Черного морей. Не думаю, что в КНР могут увеличить годовое потребление российского топлива до суммы примерно в 83-85 млн тонн. Больше никак не получится из-за логистики.

Переход на азиатские рынки нельзя назвать каким-то успешным: 72 млн тонн было в 2021 году, в 2020-м — 83 млн тонн. Россия и Саудовская Аравия в Китае постоянно соревнуются за первое место по поставкам. Один год на первое место выбирается Москва, в другой год — Эр-Рияд. Поэтому в мае мы обогнали, а где-нибудь в августе будет все наоборот. Я бы не стал радоваться, это очень краткосрочные перспективы.

Что касается перекачки всерую, всегда есть возможность нанять танкер, который не обозначает, куда он идет, и осуществлять с его помощью контрабандные поставки. То небольшое превышение, которое было в течение месяца, думаю, произошло как раз за их счет».

«Газпром» пустят в расход. Европа дала слабину

За что Михаила Крутихина «приговорили к смерти» в Иране? Как уроки «ленинградской улицы» пригодились Путину во внешней политике? В чем секрет несменяемости Алексея Миллера? Как аятолла Хомейни в 1979 году смог объединить вокруг себя Иран? Как в Иране казнили противников революции? Зачем иранцы нападали на советское посольство?

Об этом — в новом эфире программы «Труба» с Кириллом Седовым и Михаилом Крутихиным:

Смогут ли США покарать ОПЕК за картельный сговор

Михаил Крутихин, Ko.ru

В юридическом комитете Сената США вновь сделали попытку привлечь ОПЕК к ответственности за картельный сговор путем искусственного сдерживания нефтедобычи. Вновь — потому что попытки такие делались уже не раз за минувшие 20 лет. И в очередной раз эта инициатива будет, по всей видимости, обречена на провал.

В том, что Организация стран-экспортеров нефти — картель, сомнений нет, и это именно такая форма картеля, которая запрещена и в США, и в большинстве стран мира. Иными словами, альянс занимается деятельностью, связанной с фиксированием цен и ограничением выпуска продукции, направленной на искажение или ограничение конкуренции. Россия, примкнувшая к ОПЕК в рамках ОПЕК+, также по определению участвует в картельном сговоре.

В США недовольны тем, что квотирование добычи членами ОПЕК и ОПЕК+ не позволяет нефтяным ценам понизиться, из-за чего стоимость топлива на американских автозаправках, мягко говоря, не радует потребителей, которые требуют от властей принятия мер (что особенно чувствительно накануне очередного раунда тех или иных выборов). Этим объясняются периодические вспышки интереса законодателей к NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels — законопроекту «Никаких картелей в добыче и экспорте нефти»).

Внесенный несколькими сенаторами на обсуждение документ под номером S.977 не нов. Его выдвигали уже в марте прошлого года. До этого законопроекты NOPEC появлялись в Конгрессе не меньше 16 раз с 2000 года, и самые недавние датировались 2007 и 2008 годами.

Смысл всех инициатив сводился к поправке в основной антимонопольный закон США — так называемый Акт Шермана, принятый в 1890 году. Этот закон запрещает «трестовые» сговоры, направленные на ограничение товарообмена между штатами или с зарубежными странами. Последний законопроект предлагает считать незаконными коллективные действия иностранных государств или органов иностранных государств, лиц в виде картеля или любой иной ассоциации в форме сотрудничества или совместных действий, направленных на следующее:

  • ограничение добычи или распространения нефти, природного газа или любых иных нефтепродуктов;
  • фиксирование или поддержание цены на нефть, природный газ или иные нефтепродукты;
  • иные действия по ограничению торговли нефтью, природным газом или иными нефтепродуктами.

Если такие действия, сочетание действий или коллективные действия производят «прямой, существенный и разумно предсказуемый» эффект на рынок, поставку, цену или распределение нефти, природного газа или прочих нефтепродуктов в Соединенных Штатах.

И самое главное — предлагаемая поправка снимает суверенный иммунитет с зарубежных стран, распространяя действие Акта Шермана и на них. Если бы члены ОПЕК были частными коммерческими компаниями, американским судам не составило бы труда их наказать за сговор, но покарать целую страну… Для этого и нужен предлагаемый закон.

Конгрессмены считают, что NOPEC оградит американских потребителей и бизнес от искусственного раздувания цен на топливо, открывая федеральным судам США путь к наказанию членов ОПЕК и их партнеров за манипулирование объемами добычи.

Предыдущий американский президент Дональд Трамп поначалу был настроен в пользу принятия NOPEC, как автору рассказывали члены его предвыборного штаба, однако быстро отказался от этой идеи, предпочитая стимулировать нефтедобычу внутри США вместо того, чтобы наказывать зарубежных конкурентов. Более того, он даже помирил российское руководство с саудовцами, когда первоначальный ОПЕК+ распался из-за скандального ухода Москвы. Отношение администрации Джо Байдена к предлагаемой поправке пока неясно.

Если — чисто гипотетически — закон о NOPEC все-таки вступит в силу в США, возникнут несколько серьезных проблем.

Во-первых, его действие будет обязательным только для Соединенных Штатов, и какой-либо международный альянс для противодействия картельному сговору ОПЕК+ создать вряд ли получится. Трудно представить, как американские суды будут наказывать покупателей нефти, добытой в странах — членах ОПЕК+ по всему миру и поставляемой всему миру. Наказанию будут подлежать только поставки «картельной» нефти на территорию США.

Во-вторых, несмотря на попытку снять суверенный иммунитет со стран-поставщиков, суды смогут действовать только в отношении отдельных компаний, а не целых стран. По приговору могут конфисковать поставленную нефть и наложить штраф на поставщика или покупателя (по первоначальному тексту Акта Шермана — до $10 млн на юридическое лицо или до $350 тысяч на лицо физическое).

В начальный период президентства Трампа в его штабе обсуждали «облегченную версию» NOPEC — введение заградительных таможенных тарифов на нефть ОПЕК. Однако в администрации быстро пришли к выводу: сокращение импорта углеводородного сырья приведет к удешевлению нефти в других странах, таких как Китай или Индия, способствуя их конкурентоспособности, но внутри США вызовет лишь рост цен на АЗС, не стимулируя внутренних производителей. Идею похоронили.

Против этой законодательной инициативы выступят, как и в предыдущих случаях, лобби саудовцев и других нефтедобывающих стран в Вашингтоне, а также основные игроки большого нефтегазового бизнеса в самих США. Инструментов для срыва NOPEC у них хватает. Против самих американцев могут выдвинуть аналогичные обвинения по линии ВТО — Всемирной торговой организации, — скажем, за манипулирование объемами производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.

Есть рычаги воздействия на Вашингтон и у Саудовской Аравии — главной цели антикартельной поправки. В 2019 году, когда про NOPEC заговорили снова, саудовцы пригрозили перейти при продаже нефти с доллара на другие валюты, начать закупки оружия в других странах и просто повысить расценки на нефть, которая поступает в США из стран Персидского залива.

Угрозой иного рода стало тогда предупреждение саудовцев о возможности затоваривания рынка дешевой нефтью в пику прибылям американских нефтедобывающих корпораций. Сегодня такой возможности у ОПЕК нет, поскольку свободный потенциал добычи у членов организации не так велик, чтобы быстро выбросить на рынок огромные объемы нефти, хотя остальные инструменты воздействия на американских законодателей и вашингтонскую администрацию у картеля остались.

Принятию NOPEC мешают и новые условия на нефтяном рынке. Такая инициатива имела некоторый смысл, когда добыча нефти из сланцевых пород в США была на подъеме, но теперь сами американские компании можно было бы упрекнуть в том, что они не желают развивать этот бизнес теми темпами, какие хотела бы видеть администрация Байдена, несмотря на устойчиво высокие цены энергоносителей.

Приписывать членам ОПЕК и ОПЕК+ диктат нефтяных цен не стоит. В повышение котировок фьючерсных и форвардных контрактов и прочих чисто «бумажных» инструментов, оказывающих прямое воздействие на цену барреля, огромный вклад делают крупные игроки финансового рынка, спекуляции которых не желают ограничивать регуляторы бирж.

В целом ни политическая обстановка, ни ситуация на мировом энергорынке не способствуют успеху инициаторов NOPEC. Если даже поправка каким-то чудом пройдет голосование в Палате представителей и Конгрессе, президент Байден, скорее всего, воспользуется правом вето и не даст хода судебным процессам за нефтяной картельный сговор.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *