Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Победа Путина, переговоры с Китаем или ядерный удар: 3 варианта разрешения конфликта в Украине

Конфликт Россия – Украина

Через три месяца после вторжения Владимира Путина в Украину перспективы решительной победы Кремля испарились. Но даже несмотря на неудачи России на поле боя, героическое сопротивление Украины и обильную военную помощь Запада, ситуация не разрешилась.

В апреле мы изложили четыре сценария того, как исход войны может изменить мир. В то время не было очевидно, что сценарий вялотекущего «замороженного конфликта», в котором обе стороны изо всех сил безуспешно пытаются добиться прогресса, окажется самым вероятным. Но кажется, всё к этому идет. 

Не было очевидно и то, что война станет настолько сильным шоком для экономики и приведет к крупным продовольственным и энергетическим кризисам.

В зависимости от продолжительности конфликта эти последствия могут оказаться еще более серьезными, чем финансовый кризис 2008 года.

И хотя Европа страдает сильнее, чем США, обе страны испытывают экономические проблемы. (В самой Украине, как уже подсчитала ООН, подавляющее большинство жителей столкнутся с «крайней экономической уязвимостью» к концу года, если война продолжится.)

Этот глобальный экономический спад, вероятно, станет все более влиятельным фактором в принятии решений США и НАТО и потенциально может создать раскол между Европой, которая будет стремиться к скорейшему окончанию войны, и США, которые хотят, чтобы Москва потерпела полное поражение.

Как же замороженный конфликт может разыграться в глобальном масштабе? Вот три вероятных варианта. 

Сценарий 1: Украину медленно душат. 

Россия укрепляет свой сухопутный проход к Крымскому полуострову и, не обеспечив полного контроля над остальной частью украинского побережья Черного моря, разрушает или блокирует портовый город Одесса, оставляя страну фактически без выхода к морю. Путин продолжает бомбить инфраструктуру по всей Украине и аннексирует части юга и востока, еще больше дестабилизируя страну. Он объявляет о «победе», успешно подавляя инакомыслие в России.

Что, вероятно, последует за этим?

Путин призовет к прекращению огня в начале 2023 года, но не будет готов к мирному соглашению; он по-прежнему будет надеяться на получение еще большего количества земель в будущем (возможно, присоединение Молдовы), а также на уступки со стороны НАТО (такие как признание Крыма территорией России). Западные санкции против России останутся в силе, а экономические условия там ухудшатся. Но США и Европа также погрузятся в рецессию, которая будет подпитывать растущее политическое недовольство инфляцией и нехваткой товаров.

Глобальный продовольственный кризис приведет к нарастанию беспорядков в разных странах от Шри-Ланки до Египта (где уже ощущаются побочные эффекты войны), а основные страны-экспортеры, такие как Индия, Индонезия и Малайзия, сделают ставку на продовольственный протекционизм. Медленная реакция стран Большой семерки и Международного валютного фонда усугубит долговой кризис, с которым столкнулись развивающиеся страны. Нестабильность будет нарастать в Африке и Азии, в то время как левые политики неберут силу в Латинской Америке.

В 2023 году союзники по НАТО продолжат направлять военную помощь Украине, которая, отказавшись от прекращения огня на условиях Путина, попытается вернуть себе оккупированную территорию. Качество и количество этой помощи побудит Москву пытаться нарушить потоки поставок в Украину, увеличивая риск атак вблизи (или даже на) территории НАТО и расширяя конфликт между Североатлантическим союзом и Россией.

К концу 2023 года консенсус Запада пошатнется. Обеспокоенные экономическими издержками, страданиями украинцев, огромными потоками беженцев и опасениями эскалации (включая риск ядерной атаки со стороны России), Германия и Франция предпримут усилия, чтобы заставить Киев рассмотреть мирное соглашение с Москвой.

Сценарий 2: Россия ничего не выигрывает.

Благодаря грамотной украинской тактике Россия отброшена к дофевральским позициям. К началу 2023 года Россия сохраняет под контролем Крым и оккупированные сепаратистами части Донецка и Луганска Несмотря на поставки более современного оружия с Запада, украинские силы добились минимального прогресса.

Что будет дальше?

Столкнувшись с растущим недовольством внутри страны из-за коллапса экономики и измученными военными, Путин ощутит давление. Возможно, он даже попытается заключить сделку с Украиной, прежде чем его положение ухудшится еще больше.

С начала 2023 года Турция, Катар и Индия, которые с 2020 года стремятся выступить в роли глобальных миротворцев, будут настаивать на прекращении огня, поскольку глобальный экономический кризис сделает это безотлагательным. Но, воодушевленная своим успехом на поле боя, Украина будет сопротивляться, а Путин все еще будет надеяться на военные успехи. 

Между тем, некоторые европейские лидеры также начнут тихо настаивать на дипломатическом урегулировании: президент Франции Эммануэль Макрон объединится с китайским коллегой Си Цзиньпином, чтобы призвать к переговорам в Женеве между Украиной и пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН (который включает Россию). Си и Макрон в частном порядке попытаются убедить Путина и Зеленского в необходимости мира и предложат России выплатить репарации. Пекин не захочет, чтобы казалось, что он подрывает планы Путина, но слабеющая экономика Китая не оставит Си особого выбора.

Воодушевленные победой республиканцев на промежуточных выборах в США в ноябре 2022 года, все большее число законодателей Республиканской партии будут настаивать на прекращении военной помощи США Украине и переориентации внимания Вашингтона на Пекин как ведущую угрозу безопасности.

Сценарий 3: Украина отыгрывает почти все.

В результате значительного увеличения поставок западного оружия в Украину, падения морального духа россиян, а также неспособности Москвы заменить военную технику в необходимом количестве (благодаря западным санкциям) Россия полностью вытеснена из Украины, за исключением Крыма. Но Киев готовится вернуть себе и полуостров (что Путин фактически расценил бы как вторжение на российскую территорию).

Что будет дальше?

Вырастет риск ядерного удара со стороны России. Пока Украина будет вести наступление с целью вернуть себе Крым, Путин разместит там ракеты с ядерными боеголовками «Искандер-М» и начнет угрожать применить их, если киевские силы наступят. Внезапно третья мировая война станет явной возможностью, если срочные усилия Франции и Китая, направленные на предотвращение дальнейшей эскалации, закончатся неудачей.

Но к середине 2023 года — почти за год до того, как он надеялся организовать еще одно переизбрание, — власть Путина внутри страны окажется под угрозой из-за нарастающего общественного гнева. Униженные высшие военные чины вынудят Путина уйти в отставку, но позволят ему сохранить сбережения и защититься от международного преследования за военные преступления.

США и ЕС разойдутся во мнениях по вопросу об отмене санкций против России: опасаясь перспективы гигантской Северной Кореи по соседству (глубоко изолированной России), Европа будет стремиться к сделке и снятию санкций в отношении нефти, газа и других товаров в обмен на выплаты репараций в фонд восстановления Украины.

Глобальный экономический рост замедлится, достигнув мизерного 1% в 2023 году на фоне усиления политики «нищего соседа», протекционизма в стиле 1930-х годов, растущего национализма, разрушающего глобальные институты, и народного недовольства, распространяющегося в США и Европе. 

Сейчас на поле боя определяется, какой из этих сценариев будет наиболее вероятным. Пока допустимы любые исходы.

Но во всех случаях экономический ущерб будет огромным не только для Украины, но и для всего мира. Вместо того, чтобы ждать исхода войны, политики должны в срочном порядке искать решения глобального продовольственного и экономического кризиса.

Между тем риск применения Россией ядерного оружия в ходе конфликта не нулевой. Использование дипломатических средств для предотвращения такой эскалации жизненно важно, если мы хотим, чтобы конфликт не охватил весь мир. 

Авторы — Мэтью Берроуз и Роберт А. Мэннинг, New Atlanticist

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *