Оперативный мониторинг ситуации на Украине и связанных с ней санкций – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

РЖД поднимает тарифы на грузоперевозки

РЖД

Правительство России согласовало дополнительную индексацию тарифов РЖД на грузовые перевозки на 11% с 1 июня, сообщили участники рынка. Соответствующее решение было принято по итогам совещания под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова 27 мая. В результате среднегодовой рост железнодорожных тарифов составит 13,7%, что вместе с временной отменой скидок на перевозки угля позволит сократить дефицит инвестпрограммы РЖД на 2022 г. до 246,3 млрд руб. с 372,4 млрд руб., по данным участников рынка, знакомых с материалами РЖД.

Индексация не коснется только внутренних перевозок продовольствия и минерально-строительных грузов и импортных потребительских товаров, сообщил информированный источник.

В РЖД и правительстве, в частности, Федеральной антимонопольной службе, информацию о планах повышения тарифов с 1 июня официально не комментируют. Предыдущая индексация была в начале года, когда тарифы выросли на 5,8% вместо изначально запланированных 4,3%. Компания обосновала необходимость более значительного роста необходимостью покрытия дефицита инвестиционной программы на 2022 г. вследствие набиравшей темпы инфляции: 8,4% по итогам 2021 г. вместо запланированных 3,5—4%, по данным Росстата.

Инициатива новой индексации возникла после 24 февраля вследствие санкций со стороны Евросоюза и других стран и ухудшения экономических показателей. В материалах РЖД прогнозируется снижение погрузки по итогам 2022 г. до 1,22 млрд т — на 5% по сравнению с 2021 г. и на 7,2% к изначальному плану. Прогнозируемый объем погрузки ниже на 2%, чем результат 2020 г., когда мощным негативным фактором были ограничения, связанные с пандемией Covid-19.

В январе—апреле показатель снизился на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 410,3 млн т, по данным компании. В апреле среднесуточная погрузка достигла минимального значения за последний год без учета января, традиционно слабого месяца из-за длительных праздников: 3,41 млн т/сут. Ожидается, что это приведет к снижению выручки госкомпании и, как следствие, к невыполнению параметров инвестпрограммы.

Источник на рынке грузоперевозок отметил, что правительство вновь заняло сторону РЖД, как и в конце прошлого года при обсуждении размера индексации с грузоотправителями. «Многие грузовладельцы еще в прошлом году предостерегали от чрезмерного повышения цен, мотивируя свою позицию тем, что это может сказаться на финансовой устойчивости компаний. Сейчас, когда из-за международных санкций усложняются экспортные схемы, дополнительная индексация выглядит еще опаснее для бизнеса», — считает собеседник.

Впрочем, предложенная схема позволяет «спокойно спланировать деятельность до конца года», в отличие от обсуждавшейся ранее ежеквартальной индексации тарифа, добавил он.

Помимо индексации принято решение также об отмене до 31 августа включительно скидок на перевозку угля — в размере 10,5% на экспортные перевозки и в размере 60% на перевозки твердого топлива на расстояние свыше 3,3 тыс. км. Представитель угледобывающей компании отметил, что рост тарифа и отмена скидок не столь критичны для экспортеров как крепкий рубль. «То, что мы видели на днях — доллар на уровне 56 руб. — это катастрофа для экспортоориентированных компаний. На уровне 65 руб. уже можно будет как-то жить, а возвращение на 75 руб. за доллар позволит безболезненно перенести рост транспортных издержек», — отметил собеседник.

Но даже согласованные тарифные меры не позволят в полной мере покрыть дефицит инвестпрограммы, составляющей 1,03 трлн руб., следует из материалов РЖД. Одним из негативных последствий нехватки средств может стать недостаточно быстрое увеличение провозной мощности Восточного полигона, объединяющего Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги, по итогам 2022 г. до 150 млн т/год вместо ранее запланированных 158 млн т/год. В прошлом году этот показатель был на уровне 144 млн т/год.

По итогам 2021 г. погрузка на сети РЖД составила 1,28 млрд т, что на 3,2% больше, чем годом ранее, в разгар пандемии Covid-19, по данным самой компании. В 2021 г. восстанавливалась погрузка каменного угля — рост на 5,2%, до 371,7 млн т, нефти и нефтепродуктов — на 4,2%, до 217,5 млн т, железной и марганцевой руды — на 0,2%, до 120 млн т, черных металлов — на 4,3%, до 69,3 млн т, химических и минеральных удобрений — на 3,6%, до 65 млн т, лесных грузов — на 2,7%, до 41,8 млн т, цемента — на 5,5%, до 26,5 млн т и лома черных металлов — на 14,4%, до 16,4 млн т. В то же время сократились объемы погрузки строительных грузов — на 3,8%, до 126,6 млн т и зерна — на 10,1%, до 25 млн т.

Источник — агентство Argus

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *