Своей выгоды Стамбул не упустит. Заменит ли Турция России Европу?
Уходящие из России на фоне спецоперации на Украине западные бренды освободят для Турции 3 млн кв. м. площадей. Об этом сообщил президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко, слова которого передает турецкая ежедневная газета Hürriyet.
Какие товары из Турции могут прийти на российских рынок? Будет ли их качество соответствовать западному? На эти и другие вопросы отвечают тюркологи и международные эксперты на страницах «иностранного агента» Росбалта.
Ниязи Ниязов, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета:
«Турецкая промышленность явно не будет участвовать в стратегических российских проектах — к примеру, маловероятно, чтобы турецкий военно-промышленный комплекс вдруг начал в открытую сотрудничать с Россией, хотя такие предпосылки были и о проектах писали в СМИ.
Не будет и сюжетов, связанных с участием турецких компаний в реализации глобальных экономических проектов, которые имеют выход на международных уровень.
Но что касается поставок комплектующих для автопрома, прихода на российский рынок фирм, связанных с легкой промышленностью — это вполне реально, и волновать мировую общественность особо не будет. Наверняка возникнет и история с параллельным импортом.
Что касается отраслей — автомобили в России выпускались в том числе с турецкими комплектующими, и сотрудничество, скорее всего, продолжится. Еще одна сфера, где появятся турки — гостиничный бизнес, они и так в России пытаются его строить, и эта сфера не вызовет серьезного раздражения западных стран.
Хотя очевидно, что на рожон они лезть не будут: для них любой рынок важен, но европейский важнее, так как объем европейской экономики — 500 млн человек, а российской — 147 млн. И еще — европейский рынок за товары будет платить в валюте — а Россия?.. А турецкой экономике нужна валюта.
Самым же перспективным направлением сотрудничества видится атомная электростанция, которая в Турции сейчас строится по российскому проекту — тут турки санкций бояться не будут, для них это стратегическая задача. Наверняка можно ожидать развития серьезных транспортных проектов, особенно на южном Кавказе после Второй карабахской войны — речь идет о «начихиванском транспортном коридоре» в рамках переговоров «3+3»: с одной стороны: Россия, Турция, Иран, с другой — Грузия, Азербайджан, Армения.
Как бы то ни было, Турция будет исходить из собственных интересов, не ссорясь по-серьезному ни с Россией, ни с западными странами»
Виктор Надеин-Раевский, политолог, тюрколог:
«Турки уже начинают работу по освоению российского рынка, так, недавно, были сообщения, что они приобретут российский сегмент „Макдональдса“. Нужно понимать, что своей выгоды они не упустят — особенно, если можно взять что-то за бесценок. К слову, у них и так в России достаточно приличная сеть магазинов из крупных ритейлеров, опыт работы есть. А уж в области обслуживания — умения принять гостей, организовать конференции — они первые в мире. Мы знаем, на каком уровне у них развит гостиничный сервис, его невозможно сопоставить с американским, французским, австрийским, азиатским…
Кроме того, всегда была неплохо развита у турок легкая промышленность, уже в 70-е годы они шили лучше, чем в Советском Союзе. В лихие 90-е у нас все производство свелось на нет, и русские «челноки» мотались в Турцию, закупая там одежду в некоторые годы на 10 млрд долларов. Так бывший рынок работорговли Капалы Чарши в Стамбуле стал крупнейшим рынком одежды. И сейчас мы видим, как товары оттуда везут уже не челноки, а огромные фуры.
К слову, турки даже пытаются замещать итальянские бренды — при этом часто нарушаются лицензионные права, но по качеству работают так хорошо, что порой трудно отличить. Так что это точно серьезный конкурент для нашей легкой промышленности. И китайские товары по качеству турки обгоняют определенно.
Неплохо развита в Турции и металлургия — металлургический комбинат в Искендеруне, огромный комбинат по производству алюминия в Сейдишехире, на котором изготовляются, например, корпуса истребителей, включая американские. А вот в электронике турки пока не очень поднаторели, элементная база в основном закупная, и свои знаменитые беспилотники «Байрактар» они делают на канадской электронике и тайваньских микрочипах.
В общем, для турок сейчас сложилась очень удобная ситуация для начала экспансии — кроме того, мы видим, что Китай сбавил активность в России, в стране действуют жесткие ковидные ограничения.
А будет ли популярна турецкая продукция в России — посмотрим, мы ведь отмечаем падение спроса в последнее время из-за снижения платежеспособности граждан».
Гумер Исаев, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока:
«С одной стороны, Турция — одна из немногих стран, которая сейчас может демонстрировать свою независимую позицию в отношениях с Россией. С другой — мы видим, что государства, казавшиеся еще более независимыми — Китай, Индия, на которые наши пропагандистские круги делали ставку, не спешат на российский рынок.
Вряд ли турки начнут сотрудничать с нами в области энергетики, технологий и ПО, скорее все ограничится продукцией легкой промышленности. Будут созданы дочерние бренды турецких фирм, тем более что многие у нас уже работают под европейскими названиями — Collins, Koton, LC Waikiki. Покупатели порой даже не знают, что они турецкие.
А если какой-то крупный турецкий бренд не захочет рисковать репутацией, турки создадут его специально под российский рынок — как они уже объявили о создании авиакомпании под российских пассажиров. В этом случае санкций им можно не опасаться, а возможность заработать они используют по максимуму. Мы знаем, что россияне сейчас активно летают в Европу через Стамбул, несмотря на большую стоимость авиабилетов — и это разрушает саму идею санкций.
В то же время очевидно, что позиция Турция сейчас двойственная: турецкий МИД критикует российскую позицию по Украине, но при этом выступает против экономических санкций.
В любом случае, вопрос взаимоотношений с Турцией сейчас очень сложный, это мощная региональная держава и она член НАТО. Есть совокупность факторов, по которым Турция, к примеру, не поддерживает Швецию и Финляндию в их желании вступить в альянс. Москве это на руку.
Сейчас главная задача Кремля — попытаться разбить санкционный фронт, найти лазейки и в форсированном формате перестроить рынки. Импортозамещение — оно ведь на самом деле не всегда про то, чтобы заместить ушедшие товары исключительно отечественными».