Россиян ждет борьба за рабочие места: кому придется туго на рынке труда
Ситуация на рынке труда выглядит тревожной, но не катастрофичной, считают эксперты, опрошенные «Росбалтом». Массовых увольнений и резкого роста безработицы, по их мнению, не будет. Такой же позиции придерживается ЦБ. В своем майском докладе о денежно-кредитной политике регулятор отметил, что «рост безработицы может быть умеренным — в условиях резкого роста инфляции предприятия, как правило, не стремятся его компенсировать повышением заработных плат и оставляют их номинальный уровень прежним. Такая стратегия позволяет компаниям сокращать реальные затраты на трудовые ресурсы при максимально возможном сохранении рабочих мест».
Большинство предприятий, опрошенных Банком России, не планируют сокращать штатную численность в ближайшее время, говорится в докладе. По оценкам ЦБ, «высокий темп роста заработных плат, наблюдавшийся в последнее время, позволит российским предприятиям удерживать достигнутый номинальный уровень в течение длительного периода». Иными словами, повышать зарплаты россиянам компании не будут, но за счет этого сохранят рабочие места. В результате реальные доходы на фоне высокой инфляции упадут, но возможность зарабатывать останется.
Сейчас, как заявил «Росбалту» президент и основатель SuperJob Алексей Захаров, большинство компаний заняли позицию пассивных наблюдателей и резких телодвижений не делают. «В начале пандемии, когда всем сказали: „Завтра все умрут, работать нельзя, денег нет“, произошло большое количество сокращений и увольнений. А сейчас все гораздо спокойнее. Более того, большинство компаний еще не успело восстановить численность штата после ковида, если мы берем крупные и средние компании. Соответственно, увольнять особо некого. Какого-то кадрового жирка еще никто не накопил», — отметил Захаров.
По словам эксперта, в иностранных компаниях, которые уходят из России, работало малое количество людей относительно всего рынка труда: что «белых», что «синих воротничков». «При этом, конечно, иностранной продукции в Россию поступало много, в том числе чисто российским компаниям. Эту продукцию обслуживали, продавали, монтировали. Будут ли в связи с этим какие-то перестройки? Конечно, будут. Весь рынок труда будет перестраиваться», — полагает эксперт.
В то же время, по словам эксперта, тот же ЦБ напрямую может влиять на рынок труда через ключевую ставку. «Если регулятор будет обращаться со ставкой правильно, значит, будут создаваться условия для развития частного бизнеса. Будет развиваться бизнес, он впитает в себя всех. Как показал ковид, рынок перестроился очень быстро, и как был трудонедостаточным, так и остался. Наша экономика в целом не очень эффективна, впитывает много людей, которые часто делают бесполезную работу», — отметил собеседник «Росбалта».
Офисных работников ждут трудные времена
По прогнозу ЦБ, трансформация российской экономики может привести к росту безработицы, вызванной структурной перестройкой на рынке труда. Ситуация может отличаться как по отраслям, так и по регионам. «Уход крупных зарубежных компаний из сфер „белых воротничков“ приведет к тому, что часть бывших сотрудников таких компаний потеряет работу, а количество вакансий этих категорий в целом снизится», — считают в ЦБ.
В то же время, спрос на рабочие руки или «синих воротничков», по оценкам регулятора, будет расти. «Налаживание собственного производства, освоение нового оборудования взамен недоступного и увеличение объемов ремонта ранее закупленного могут требовать больше работников категории „синих воротничков“», — считают в Центробанке. При том, что квалифицированные рабочие на рынке труда и сейчас в дефиците.
Уже в марте 2022 года, по данным компании HeadHunter, на которые регулятор ссылается в своем докладе, конкуренция среди офисных работников составляла от трех до девяти человек на место — в зависимости от специальности, тогда как для «синих воротничков» конкурс на одну вакансию не превышал трех человек. Заметнее всего за 12 недель конкуренция за рабочие места выросла в сферах HR, административный персонал и страхование, говориться в обзоре ситуации на рынке труда, подготовленном аналитиками HeadHunter.
Бывший замминистра труда РФ, член совета Конфедерации труда РоссииПавел Кудюкин прогноз ЦБ относительно «белых воротничков» нашел достаточно обоснованным. «Но я не уверен, что будет расти спрос на „синих воротничков“. Я, видимо, гораздо скептичнее, чем ЦБ, отношусь к перспективам импортозамещения. Хотя, не исключено, что в силу технологической примитивизации российской экономики, возможно, спрос на живой труд может действительно вырасти», — отметил собеседник «Росбалта».
Офисным работникам, которых относят к категории «белых воротничков», несмотря на инфляцию, поднимать зарплаты, вероятнее всего, не будут, считает Кудюкин. Когда количество активных вакансий на рынке труда сокращается, работники начинают держаться за свои места. В такой ситуации работодатели не очень-то мотивированы их удерживать зарплатами.
«Что касается „синих воротничков“, если спрос на них возрастет, как полагает ЦБ, номинальные зарплаты им, вероятно, поднимут. Но реальные зарплаты, вероятнее всего, будут падать», — считает Кудюкин.
По словам президента и основателя SuperJob Алексея Захарова, полярные разговоры вокруг «синих воротничков» идут не первый год. «С одной стороны говорили, что „синие воротнички“ нужны, только не понятно, какие и сколько. С другой стороны, что скоро все производство будет автоматизировано и некуда будет рабочих девать, только не понятно, когда это произойдет. Потом пришел ковид и все перевернул. И выяснилось, что работать некому. Сфера услуг впитала в себя огромное количество людей во всем мире. В том же MacDonald’s в США работать некому, зарплату прибавляют в два раза и все равно никто не идет», — отметил эксперт.
В то же время и для «белых воротничков», по мнению Захарова, все не так критично. «Логист, например, это „белый“ или „синий воротничок“? Скорее „белый“, поскольку он все-таки сидел в офисе. Скажем, он занимался логистикой на запад. Теперь будет заниматься логистикой на восток. Поэтому в одной компании он исчезнет, но при этом, если это специалист высокого класса, в другой компании он появится. То же самое будет и в других сферах. Менеджер по рекламе продвигал, скажем, какие-нибудь американские кроссовки, сейчас будет рекламировать индийские», — отметил Захаров.
Вакансий становится меньше во всех сферах
По данным, представленным в обзоре HeadHunter, начиная с 24 февраля количество вакансий в целом по всем отраслям упало на 21%, а количество резюме за тот же период выросло на 22%. Только за неделю с 9 по 15 мая число активных вакансий снизилось еще на 4%. Заметнее всего конкуренция за рабочие места выросла в сферах HR, административный персонал и страхование. Среди регионов эта тенденция затронула в первую очередь столичный регион, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
По данным аналитиков компании, за вторую неделю мая заметнее всего снизилось количество вакансий в сфере госслужбы и НКО — на 18,2%. Также продолжил сжиматься спрос на кадры в страховании и продажах: минус 8% и 5,4% соответственно.
По сравнению с периодом до 24 февраля падение выглядит еще более тревожным. Так, за 12 недель количество активных вакансий в страховании сократилось на 73%, в сфере управления персоналом — на 56%, в автомобильном бизнесе — на 52%, в маркетинге, рекламе и PR — на 50%. Спрос на административный персонал упал на 47%. В банковской сфере аналитики фиксируют минус 42% вакансий с конца февраля, и столько же — в сфере транспорта и логистики. В сфере искусства и массмедиа — минус 41% вакансий, в продажах и закупках — по 37%. Госслужба, НКО и IT потеряли по 36% активных вакансий. Спрос на бухгалтеров и юристов тоже сократился: минус 32% и 35% соответственно.
Несмотря на все разговоры об импортозамещении, в производстве с конца февраля стало меньше на 26% вакансий. В недвижимости и строительстве, которые в последние годы стали одним из основных столпов российский экономики, спрос на кадры упал на 22%. Вакансий для рабочего персонала стало на 30% меньше. Количество вакансий начального уровня для студентов и выпускников вузов тоже сократилось на 31%.
Падение рекрутинговой активности затронуло практически все сферы, следует из обзора. В меньшей степени оно коснулось туризма и ресторанного бизнеса, где количество активных вакансий за 12 недель сократилось лишь на 2%. Домашний персонал и образование потеряли по 7% вакансий. Даже в сфере добычи сырья, где весной наблюдается традиционный рост спроса, количество вакансий упало на 12%.
Данные мониторинга SuperJob также подтверждают, что во многих сферах количество вакансий продолжает сокращаться. Сильнее всего, по оценкам аналитиков сервиса, за последнюю неделю наблюдений уменьшилось количество вакансий в банковской сфере — минус 25%. При этом ранее в компании отмечали, что с февраля, за два месяца, банки уже сократили подбор персонала на 39%. Продолжает падать количество вакансий в строительстве и проектировании — на 6%, в промышленности и производстве — на 5%. Ранее аналитики отмечали, что за два месяца с конца февраля в сфере строительства вакансий стало меньше на 15%, в производстве — на 24%.
Спрос на кадры в ритейле, транспортно-логистической отрасли, сфере маркетинга, рекламы и PR пока не восстановился после заметного падения в марте 2022 года.
По словам президента и основателя SuperJob Алексея Захарова, с середины апреля и до середины мая активность работодателей традиционно падает. «Сейчас она снова начала расти, потому что закончились майские праздники. Какими темпами она будет увеличиваться, я понятия не имею. Никто вам не скажет, а кто скажет — соврет, потому что прогнозы аналитиков по любому вопросу на два дня вперед не оправдываются ни по цене биткоина, ни по цене нефти, ни по тому, как будет развиваться политическая ситуация», — отметил он.
«Придется ли людям искать работу? Придется. Видим ли мы какую-то серьезную ситуацию на рынке труда? Она тревожная, но не катастрофичная. Большинство крупных и средних компаний продолжают набирать персонал. Кто-то снизил интенсивность, кто-то, напротив, увеличил. В каких-то сферах, действительно, наблюдается серьезное падение. Где-то ситуация восстановится, где-то — восстановится нескоро», — отметил Захаров.
Как полагает бывший замминистра труда РФ, член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин, летом рынок труда продолжит сжиматься. «Эта волна, по моим ощущениям, должна завершиться где-то к сентябрю. Возможно, мы выйдем на плато на довольно низком уровне, а, возможно, темпы падения занятости и количества вакансий просто снизятся. Но это скорее приблизительные прикидки, чем сколько-нибудь обоснованный прогноз», — отметил эксперт.
По словам Кудюкина, к осени иностранные компании, которые сейчас продолжают в соответствии с законодательством держать работников и выплачивать им зарплаты, окончательно уйдут с российского рынка. «К тому времени эти люди будут уволены и окажутся на рынке труда в роли соискателей», — отметил собеседник «Росбалта».
Тогда же закончится период неопределенности для российского бизнеса, в том смысле что одни компании научатся работать в новых условиях, а другие закроются. Сокращение количества активных вакансий достигнет своего пика, и либо на этом уровне зафиксируется на какое-то время, либо начнет медленно расти, считает Кудюкин. «Восстановление рынка труда случится, боюсь, очень нескоро. По моим ощущениям, нас ожидает период длительной стагнации в экономике и, соответственно, на рынке труда», — считает Кудюкин.
В то же время Захаров напомнил, что по прогнозам 2020 года правительство ожидало восстановления рынка труда не раньше 2024 года, но уже к октябрю 2020 года численность рынка труда восстановилась, вопреки ожиданиям. «Но рынок стал другим. Появилось огромное количество курьеров, которые резко всем понадобились», — отметил он.
Работодатели перестанут предлагать удаленку
Как считает хантер Алена Владимирская, вакансий на удаленке уже в обозримом будущем станет меньше. «Один из самых частых вопросов на карьерном консалтинге сейчас: „А как бы мне найти такую работу, чтоб работать на российские компании, но удаленно. Живя, например, в Армении“. Отвечаю всем жестко — уже практически никак, если ты не IT-шник. Начинают возмущаться, обижаться, спорить. Говорят: „Но вот моя подруга так работает, или сын маминой подруги. И вакансии я такие вижу“. Давайте честно. Работают ли так сейчас? Да. Можно ли было такую работу найти полгода назад? Да. Можно ли сейчас? В 90% случаев нет. Если ты не IT-шник. 10% остается только под тех профи, которые круты настолько, что соглашаются на любые их условия», — написала она на своей странице в социальной сети.
По словам Владимирской, после 24 февраля такие вакансии расхватали, а новых не появляется. «В мире в целом начинается сильный кризис. И вообще рабочих мест открывается меньше. И с каждым днем будет все меньше. Отсюда рынок становится рынком работодателя. А работодатель не верит чаще всего в выгоды удаленки. Вот это „не платим за офис, не платим за интернет“ — для него не траты, если компания хоть сколько-то успешная. А видеть сотрудника в офисе для многих синоним эффективности», — объяснила она.
Большинство компаний, по словам эксперта, сейчас хотят вернуть людей в офис, и новые вакансии стараются открывать без удаленного режима. Удаленные вакансии еще остаются в крипте, стартапах, медиа, в рекламных агентствах и edtech, хотя, в последних двух сферах ситуация сейчас непростая, то есть, можно ждать «проблем с выплатами зарплаты, внезапных сильных сокращений и всякого неприятного», отмечает Владимирская.
«Где будут появляться такие вакансии? Да нигде. Почему? Да потому что впереди неслабый экономический кризис, в котором не работают три ключевых тезиса удаленки. Первый: только так мы можем нанять лучшего. С сентября лучшего спокойно можно будет нанять и в офис. Второй: так комфортно нашим людям. Этот тезис тоже видоизменился. Теперь он звучит как „мы платим зарплату — это главный комфорт“. Третий: так экономнее. Эту экономию сделает секвестр ваших зарплат, да и офисы сильно подешевеют. Так что в ближайшее время, если вы работаете удаленно не в IT, не в стартапе, крипте или медиа, готовьтесь, что вас будут возвращать в офис. Если вы ищете удаленную работу и видите такую вакансию — хватаете быстрее. Скоро их не будет. Но готовьтесь к тому, что и она, вероятнее всего, в ближайшее время станет офисной», — отметила Владимирская.
Однако бывший замминистра труда РФ, член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин усомнился в том, что сотрудников будут возвращать в офисы, поскольку даже подешевевшие офисы все равно требуют оплаты. «По многим направлениям деятельности эффективность дистанционной занятости себя доказала, так что, скорее всего, в этом отношении ничего не изменится. Здесь другой вопрос: дистанционная занятость — это как раз те самые „белые воротнички“, для которых количество вакансий будет сокращаться в принципе. В том числе — удаленных вакансий. Там, где дистанционная занятость сохранилась до сих пор, где работодатели от принудительной удаленки уже перешли к естественной, скажем так, она будет в основном сохраняться», — полагает Кудюкин.
Президент и основатель SuperJob Алексей Захаров тоже считает, что сокращение офисной занятости — мировая тенденция. «Огромное количество офисных сотрудников свою работу могут делать за день-два, максимум — за три. Остальное — просто просиживание штанов. Удаленка, которая массово распространилась в пандемию, это очень хорошо показала. Сейчас идет перестройка офисной занятости, но это общемировая тенденция. Так, в традиционной бухгалтерии давно пропал смысл: налоговая все контролирует, а бухгалтерия — это вредное и ненужное для всех организаций подразделение, которое посажено государством для того, чтобы организация не украла на налогах. Но раньше этой ненужной историей занималось огромное количество людей, а сейчас объективно занятость сокращается и будет сокращаться, потому что налоговая информатизирована, она любую транзакцию видит в момент проведения, и фискальная часть в том объеме, в котором она была, уже не нужна. Кадровый учет тоже рано или поздно перейдет полностью на электронные цифровые книжки, и в результате люди, которые вручную эти трудовые книжки оформляли, тоже будут нужны в гораздо меньшем количестве. И так по любой офисной специальности», — отметил Захаров.
В то же время, по словам эксперта, сейчас специальности трансформируются, появляются какие-то новые истории. «Не нужна бухгалтерия, но нужна бизнес-аналитика. И часть профессиональных бухгалтеров, которые дружат с циферками, переориентируются в аналитиков, которых катастрофически не хватает», — полагает собеседник «Росбалта».
По словам Захарова, экспертно сказать, что занятость в офисах уменьшится на 2% через два месяца, нельзя. «Тенденция на удаленку не была связана с ковидом. Просто ковид ее очень сильно подстегнул. Путь к мультизанятости, удаленной занятости, распределенным офисам, который мы должны были пройти лет за 20, мы прошли за два года. Сейчас нас ждет точно такая же перестройка», — отметил эксперт.
Как офисным работникам остаться востребованными
Специалистам, которые работали на запад, теперь придется переориентироваться на восток, чтобы быть на плаву. А тем, кто все еще живет в «бумажном» мире, пора переходить в цифру.
«Если специалист последние пять лет не прокачивал свои навыки, неважно какие, ему вряд ли что-то поможет. Он пойдет из бухгалтеров в курьеры, потому что квалификация его как бухгалтера сомнительна, если он пять лет не прокачивал себя как профессионал. А если он все это время был на переднем крае, он не мог обойтись без темы бизнес-аналитики. Значит, он сможет встроиться», — считает президент и основатель SuperJob Алексей Захаров.
По словам эксперта, офисным работникам можно докачать себя в смежной области. «Переквалифицироваться и резко уйти в какую-то другую область тоже можно, но успешных вариантов мало, и они все связаны со значительной потерей в доходах. Был хирургом, решил стать программистом? Хорошо. Но придется начинать с нуля. Если тебе 40 лет, начинать с нуля сложно. А вот поискать себя в смежных областях — это нормально. Все, кто уверенно себя чувствует в профессии, всегда себя ищут не потому, что кризис, а просто потому, что любопытно», — отметил Захаров.
Автор — Анна Семенец, Росбалт