Россияне проели последние деньги: продажи повседневных товаров рухнули почти на 18%
Рекордная за 20 лет инфляция и новая волна падения реальных доходов ударили по карманам российских потребителей сильнее, чем кризис пандемии. Потратив в первом квартале 1,2 триллиона рублей сбережений, в апреле россияне начали массово затягивать пояса.
Реальные расходы граждан на покупку повседневных товаров в апреле рухнули на 17,9% по сравнению с мартом и на 10,6% в годовом выражении, подсчитали эксперты «Ромира».
Номинально люди потратили столько же, сколько в довоенные месяцы, январе и феврале. Но из-за подскочившей инфляции те же деньги позволяют купить куда меньше товаров.
Спад покупательной способности зафиксирован во всех федеральных округах: максимальный — на 18,3% — в Северо-Западном ФО, а минимальный — на 13,1% — в Уральском.
Настолько мощного провала потребительской активности, если измерять ее с учетом инфляции, не было даже весной 2020 года, когда экономика была закрыта на локдауны: тогда провал составлял 17,3%.
В первую очередь люди сокращают потребление непродовольственных товаров, об этом свидетельствует снижение цен на туфли, футболки, майки, другую одежду и обувь, пишут аналитики Райффайзенбанка. Это типичное поведение в кризис, продолжают они: на первый план выходят покупки продовольствия.
По данным Росстата, на 13 мая темпы роста цен на продукты достигли 20,3%, а общая инфляция составила 17,7% год к году и незначительно замедлилась впервые с конца февраля. Минэкономразвития прогнозирует, что по итогам года при инфляции выше 17% оборот розничной торговли просядет на 8,7%, а реальные доходы граждан упадут на 6,8%.
В первом квартале, согласно тому же официальному Росстату, россияне уже обеднели на 1,2% и массово переключились в режим «проедания» накоплений. При суммарных доходах в 15,822 трлн рублей траты достигли 17,101 трлн рублей. Разница была покрыта за счет сбережений, которые таяли со средней скоростью около 14 млрд рублей в день.