США задумались о пошлинах на российскую нефть и снятии санкций с Венесуэлы
Соединенные Штаты устали наблюдать за бесплодными попытками ЕС ввести эмбарго на российскую нефть и предложили альтернативное решение. Вместо полного запрета ввести пошлины на ее поставки.
Что это значит, и зачем это нужно?
▪️Прежде всего, такой шаг должен успокоить оппозиционеров эмбарго, таких как Венгрия. Ей не понадобится рыть канал от озера Балатон до Адриатики, чтобы иметь возможность принимать танкеры с альтернативной нефтью. Она сможет продолжить российские закупки, сделав взнос на благие дела.
▪️В широком смысле такая лазейка позволяет российской нефти остаться на рынке. При полном запрете на экспорт в Европу Россия сталкивается с логистическими трудностями при переориентации на другие рынки, и со временем добыча в России неизбежно упадет.
▪️Казалось бы, именно это и является целью эмбарго — сократить добычу и нефтяные доходы России. Но тут возникает проблема. Сокращение предложения нефти на мировом рынке ведет к росту цен, который мы наблюдаем уже не первый месяц.
У роста цен на нефть есть немало прямых бенефициаров
В основном это ближневосточные друзья России. Сама Россия пока тоже не в накладе. Много говорится о скидках, которые она вынуждена предоставлять своим новым клиентам, но скидка идет от высокой мировой цены. В результате Россия может получать не меньше, чем в ситуации без ограничений. Снижение добычи со временем могло бы стать болезненным для России с финансовой точки зрения, но нескоро. В текущий момент ближневосточные производители наслаждаются высокими ценами, азиатские потребители российской нефти большими скидками, а ценники на европейских и американских заправках бьют рекорды.
На Западе тоже хотят лучших условий
Введение пошлин вместо запрета торговли теоретически сможет им в этом помочь. Цена российской нефти отвяжется от мировых бенчмарков и станет переговорной. Европейские потребители постараются переложить пошлину на продавца и получить соответствующую скидку. Соглашаться продавцу на такие условия или нет, будет зависеть от размера скидки и, возможно, других рациональных и иррациональных соображений.
Во введении пошлин есть смысл для всех
Наличие другого потенциального покупателя позволит России уменьшить размер скидки для Индии или Китая. А тот объем, что будет невозможно продать в Азию, можно будет с прибылью продать в Европу без сокращения добычи. Рынок станет меньше бояться различных шоковых сценариев, цены даже могут сползти к $100 за баррель. Но вряд ли ниже, потому что всегда остается риск самосанкций. Это когда одни не покупают из своих моральных принципов, а другие не продают из своих, несмотря на то, что торговля выгодна обоим.
Но забегать вперед не будем. Посмотрим, выльется ли американское предложение во что-то реальное, или министры ЕС продолжат еженедельно собираться и ритуально уламывать Венгрию разблокировать эмбарго, втайне надеясь, что она будет твердо стоять на своем.
США задумались о снятии нефтяных санкций с Венесуэлы
Что бы это значило?
Разумеется, говорится много приличествующих случаю слов о переговорах с оппозицией, проведении свободных выборов и т. д. Но все понимают, что американская администрация пытается любыми средствами увеличить предложение нефти на рынке.
После того как реанимация иранской сделки забуксовала, внимание США переключилось на другое направление. Надо полагать, что в случае Венесуэлы шансов на успех больше. В отличие от Ирана, здесь большинство вопросов упираются в деньги и личные интересы участников процесса. Нет религиозных сложностей и соседей, препятствующих сделке.
Предположим, санкции с Венесуэлы сняты. Как это скажется на рынке нефти?
До прихода к власти Уго Чавеса в 1999 г. страна добывала 3-3,5 млн баррелей в день, но затем добыча неуклонно снижалась. Поначалу чуть медленнее, в 2010-х быстрее. Фактически, еще до введения санкций против госкомпании PDVSA в 2019 г. добыча упала до 1 млн б/д из-за проблем со стареющим оборудованием, а в апреле 2022-го было добыто лишь 670 тыс.
Поэтому немедленного мощного эффекта для рынка не будет. Однако, если глобальные компании начнут возвращаться в страну, то через год-другой все может измениться. Венесуэла по-прежнему обладатель крупнейших в мире нефтяных резервов. При условии успешных переговоров с оппозицией Соединенные Штаты могут разрешить Chevron начать поставки оборудования в Венесуэлу. К тому, что считать успехом в переговорах, можно подойти творчески. При желании начать можно довольно скоро.
Еще один аспект — влияние на Иран. Ему как бы предлагается подумать о том, что он не единственная опция в решении проблемы дефицита нефти. В каком-то смысле переговоры с Ираном и Венесуэлой сейчас напоминают дилемму заключенного. Кто первый договорится, тот сможет выторговать лучшие условия.
Тем не менее, нельзя быть уверенным, что США удастся добиться серьезного прогресса. До сих пор, чем бы ни занималась нынешняя администрация, все приводило к росту цен на нефть. Почему в этот раз должно быть иначе? 😉
Автор — инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган (@bitkogan — категорически рекомендуем к подписке)