Госдума проверит Центробанк, в Кремле думают о возрождении Госплана, а в США жалуются, что не могут забрать резервы РФ
Государственная Дума решила инициировать проверку деятельности ЦБ РФ за три года, которые предшествовали введению санкций и потере половины золотовалютных резервов страны, пишет Финанз.ру.
Проверка, которая начнется в июне и будет продолжатся до декабря, затронет финансово-хозяйственную деятельность центробанка за 2019-21 гг. Исполнителем выступит Счетная палата.
По состоянию на 1 января общий объем российских ЗВР составлял 612,9 млрд долларов. Из этой суммы 51,6%, или 316 млрд долларов, находилось в странах, которые присоединились к санкциям по аресту активов ЦБ.
Гарантированно вне блокировки остались лишь средства, размещенные в Китае. Это 16,8% резервов, или 103 млрд долларов.
2,5 тысячи тонн золотых слитков, которые ЦБ активно скупал последние 14 лет и складировал в своих хранилищах в России, хотя формально и не считаются арестованными, на деле также де-факто заблокированы.
Сделки с золотом ЦБ попали под отдельные санкции, а продать его тайком сложно: примеси однозначно показывают российское происхождение металла.
Госплан спасет Россию?
Конфликт с крупнейшими экономиками мира и беспрецедентные по масштабу санкции толкают российских чиновников к забытым идеям государственного планирования.
В условиях, когда мир начинает отказываться от российских сырьевых ресурсов, нужно вернуться к «старой технологии составления балансов» в экономике, заявил в среду помощник замглавы администрации президента Анатолий Яновский.
Модель балансов различных отраслей — краеугольный камень доктрины централизованного планирования СССР, — следует начать с сырьевого сектора, заявил Яновский на заседании комитета Торгово-промышленной палаты по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
«Нам нужно понять: мы будем продолжать цепляться за то место в международном разделении труда, которое мы занимали? Или мы от него откажемся? Если мы с нашими ресурсами — и с углем, и с нефтью, и с газом, и с металлами — любыми, в том числе редкоземельными — не нужны на этом празднике жизни, я имею в виду, на мировом рынке. Если это так, то надо осознанно к этому подойти», — сказал Яновский.
Начать, по его словам, нужно с того, чтобы определить: какие ресурсы нужны промышленности и в каком объеме. Составленные балансы помогут понять, стоит ли свертывать деятельность в тех или иных отраслях, подчеркнул Яновский.
Идею модели межотраслевых балансов, которая бы «сверху» определяла нужные объемы производства в тех или иных секторах, в конце XIX века высказал русский экономист Владимир Дмитриев. На практике попытки ее реализации начались в сталинском Советском союзе 1920х. После 13 плановых пятилеток система канула в лету вместе с упразднением Госплана СССР в мае 1991 года.
США не смогут забрать резервы РФ
США не могут конфисковать активы Банка России, это невозможно с юридической точки зрения, заявила глава американского Минфина Джанет Йеллен.
По ее словам, Вашингтон и союзники заблокировали России доступ примерно к $300 млрд резервов (такую же оценку ранее приводил глава российского Минфина Антон Силуанов). Страны Запада обсуждают, можно ли их использовать на финансирование восстановления Украины.
«Я думаю, вполне естественно, учитывая огромные разрушения на Украине и огромные затраты на восстановление, с которыми им придется столкнуться, мы обратимся к России, чтобы она помогла оплатить хотя бы часть стоимости», — сказала Йеллен. Однако в США конфискация активов в настоящее время является незаконной, подчеркнула она.
Забрать заблокированные средства мечтают и в Европе. Вопрос о конфискации замороженных российских активов будет решаться на основе законодательства стран, где они находятся, заявил вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
«Мы проводим юридическую оценку, но очевидно, что мы должны широко раскинуть сеть. В международном праве существует принцип, согласно которому агрессор платит, и мы должны убедиться, что Россия заплатит за ущерб, который она причинила», — добавил Домбровскис.
Арест частных активов олигархов «должен осуществляться на основе уголовного законодательства стран, где находятся активы», — пояснил он.