Кто выиграет в глобальном конфликте?
Запад совершает мировоззренческий разворот, впервые в истории отказываясь от алгоритма, который принес ему благосостояние.
В 1522 году, то есть ровно 500 лет назад, Фернандо Кортес отправил королю Испании победную реляцию, в которой докладывал о взятии столицы Мексики Теночтитлана. К письму прилагались богатые дары монастырям и влиятельным лицам королевства. В знак признания король Карл V подписал указ о назначении отважного конкистадора губернатором всех провинций Новой Испании.
В отличие от невнятного открытия Америки Христофором Колумбом, эта дата не значится в праздничных календарях, торжеств и конференций не намечено, хотя ее значение для расширения границ западной цивилизации никак не меньше. В жестоком столкновении двух культур, которые несли завоеватели и первые резиденты Америки, скрыт актуальный по сей день момент. Ацтеки понимали, почему пришельцы интересуются какао-бобами, но не могли взять в толк, зачем им золото, из которого не сошьешь одежду и не сделаешь оружие. Кортес честно ответил королю Куаутемоку: «Потому что мы страдаем сердечным недугом, исцелить который может только золото».
Лучшие умы человечества веками осуждают и высмеивают страсть человека к деньгам и стяжательству. Люди, как говорится, гибнут за металл. Великий латиноамериканский писатель Габриэль Маркес в ХХ веке довел это отрицание до приговора — «Деньги — это помет дьявола». На самом же деле после библейского разрушения Вавилонской башни, когда народы потеряли согласие и единство, деньги стали единственной удачной попыткой в истории создать универсальный язык, который позволит разным народам вне зависимости от религии и культуры понимать друг друга.
Деньги — самая эффективная социальная инновация. Деньги — предтеча эталонов времени, длины, веса, которые были созданы в эпоху научной революции. Деньги наводят прочную переправу через идеологические, религиозные, расовые, поколенческие и гендерные пропасти. Деньги предполагают открытое мышление, они учат доверию и создают ясную мораль. Деньги — враг дискриминации и друг толерантности.
До революции образцом нравственности в России считались купцы-староверы, которые заключали миллионные сделки на честном слове. В Советском Союзе была сделана попытка построить общество, где денежные отношения ушли в подполье, что стало одной из причин морального разложения позднего СССР. Советский человек был сродни индейцу, что, не исключено, позволило расшифровать древнюю письменность майя именно в нашей стране.
Экономическое благосостояние Запада — вовсе не подарок судьбы. Запад первым на планете отказался от теократических моделей развития. А в ХХ столетии сумел уберечься от соблазна коммунистической идеологии, поразившей половину планеты. Старый Свет поставил во главу угла прагматизм и расчетливость. Если Запад чему поклонялся, то только мамоне, пусть гуманисты распинали скупцов и скряг. Но обратите внимание на разницу между нашим Плюшкиным и французом Гобсеком. Плюшкин — карикатура, жалкая инфузория. Гобсек — философ стяжательства и знаток человеческих страстей, способный на благородство, если не видит в просителе корысти и жадности. И, конечно, ни в какие эпохи на Западе был невозможен подпольный миллионер Корейко, ибо размер капитала в этом обществе был равноценен личностному совершенству.
И вот Запад (об этом говорит экономическое противостояние с Россией) совершает мировоззренческий разворот и впервые в своей истории отказывается от алгоритма, который принес ему благосостояние. Теперь впереди идеология, а экономика — пристяжная кобыла.
Не вдаваясь в диспут о причинах противостояния Запада и России, нельзя не увидеть, что санкции наносят по придумавшему их Западу удар едва ли не более болезненный, чем по России. В Евросоюзе каждый из санкционных пакетов называют «выстрелом в колено», то есть теперь уже пулеметная очередь. Цены на автомобильное топливо в Европе в четыре-пять раз выше, чем в наказанной России. Стратегические предприятия паникуют, балансируют на грани закрытия. О глобальном продовольственном голоде как о неминуемой трагедии говорят эксперты ООН и президенты многих стран. Голод сильнее всего ударит по третьему миру, напоминая о лицемерии театрализованных постановок BLM.
Последствия нового мировоззрения будут разрушительными. Других выводов из истории сделать невозможно. Теократические государства остались в Средневековье, проиграв конкуренцию странам, которые поверили в экономические алгоритмы, в основе которых лежали прагматизм и бережливость.
Идеология, так считают некоторые мыслители, — это ментальная вирусная атака, которая через некоторое время сменяется другой атакой когнитивных паразитов. ХХ столетие обогатило историю россыпью примеров исповедовавших ту или иную идеологию государств, но все они после быстрого рывка и короткого ликования пришли к саморазрушению. Самый горький пример — СССР. Последний из могикан — Северная Корея, которую стоит сохранить в качестве музейного заповедника.
К чему приведет разворот? Продовольственный и энергетический кризисы кажутся неминуемыми. Одновременно с этим цифровая революция из-за дефицита электроэнергии останется в прожектах. Об искусственном интеллекте мы надолго забудем, он будет посрамлен стихией человеческих страстей.
Неминуем всплеск региональных конфликтов, разразятся битвы за плодородные земли и водные ресурсы. Проснутся террористы, которым мы прищемили хвост, когда действовали вместе. Вспыхнут новые глобальные эпидемии, ведь сотрудничество в здравоохранении разрушено. Одновременно с падением роли традиционных политических институтов во главе с ООН в мире начнут формироваться новые международные альянсы. Кто окажется в выигрыше от глобальных конфликтов? Тот, кто сохранит здравый смысл и способность к рациональным действиям.
Автор — писатель Сергей Лесков, Росбалт