Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Отчет МЭА по нефтедобыче: реальность и перспективы России

Нефтедобыча

Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало очередной, майский отчет о состоянии нефтяной отрасли и ее краткосрочных перспективах. МЭА, работающее в рамках Организации экономического сотрудничества и развития и включающее представителей 29 государств, весьма пессимистично настроено относительно российской нефтедобычи.

В отчете констатируется, что в апреле Россия снизила добычу почти на миллион баррелей в сутки, что способствовало сокращению мирового предложения нефти на 710 тысяч баррелей в сутки — до уровня 98,1 млн баррелей. Однако, указывает МЭА, повышение добычи участниками альянса ОПЕК+ и Соединенными Штатами вкупе с замедлением роста спроса предотвратит острый дефицит, который мог бы возникнуть в результате перебоев в снабжении рынка из России. Если исключить из расчетов РФ, мировая добыча нефти с мая по декабрь должна вырасти на 3,1 млн баррелей в сутки, а спрос — всего на 1,8 млн.

Эксперты МЭА указывают, что сокращение добычи российской нефти ускорится с 15 мая, когда ведущие компании-трейдеры прекратят, как и обещали, под влиянием санкций обслуживать «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть». Осложнен будет и доступ отечественных экспортеров к танкерным перевозкам. Во второй половине года российский экспорт — а следовательно, и добыча — может утратить до 3 млн баррелей в сутки, то есть 150 млн тонн в годовом выражении, или примерно 28,6% объема добычи в 2021 году. Это намного больше 17%, обещанных министром финансов Силуановым. И в будущем году падение продолжится, поскольку снятия санкций к тому времени никто не ожидает.

Пессимизм этого агентства разделяют и аналитики норвежской компании Rystad Energy, где прогнозируют неминуемый спад российской нефтедобычи до 8 млн баррелей в сутки (примерно 400 млн т) в 2023 году и до 7,5 млн в сутки (350 млн т в год) в 203-м.

Интенсивные поиски новых рыночных ниш за пределами Европы и Северной Америки и гигантские скидки в цене будут иметь ограниченный эффект ввиду слабых перспектив спроса и повышения предложения со стороны других стран. Российским нефтяникам, считает МЭА, придется не только останавливать освоение новых запасов, но и ликвидировать часть работающих скважин.

Пессимистические прогнозы независимых международных экспертов контрастируют с публикациями аналитиков-пропагандистов, состоящих в штате российских госкомпаний. Те сейчас затушевывают негативное воздействие санкций на отечественную нефтяную отрасль и вместо объективного обзора внутренних проблем фокусируют внимание на «страшных бедах», которые, по их мнению, ждут экономику западного мира в результате отказа от импорта российских энергоносителей.

По сообщениям с мест — от Ханты-Мансийского автономного округа до Татарстана, Самарской и Оренбургской областей — компании-операторы действительно приступили к ликвидации части малодебитных скважин эксплуатационного фонда. Сотрудники компаний утверждают, что в гипотетическом случае возобновления добычи вернуть к жизни удастся не более половины закрытых скважин. Препятствием станет большое содержание воды в скважинной жидкости, а также неоправданно высокая стоимость ремонта и нового оборудования — погружных насосов и станков-качалок.

Одним из самых тяжелых последствий нынешнего спада производства станет рост безработицы с закрытием поселков, обслуживающих промыслы. В стране, экономика которой испытывает колоссальный спад в результате ухода иностранных компаний и переключения на военные рельсы, на новые рабочие места в других отраслях рассчитывать не приходится.

В сентябре 2018 года Министерство энергетики признало, что добыча нефти в стране может испытать спад после выхода на пик на уровне 570 млн тонн в 2021 году и к 2035-му усохнет до 310 млн тонн. Тогда такой прогноз воспринимался специалистами как уловка нефтяных лоббистов, пытавшихся напугать руководство страны грядущими бедами и выбить для отрасли дополнительные налоговые льготы.

Сейчас оказалось, что тот старый прогноз был сделан верно, и добыче уготовано падение примерно такими же темпами, хотя и не с пика в 570 млн тонн в год, а с гораздо меньшего объема и не под воздействием ухудшающегося качества оставшихся в недрах запасов, а по совершенно другим причинам: сначала — в силу договоренности в рамках ОПЕК+, потом — из-за пандемии, а в 2022 году — из-за военных действий в центре Европы.

Автор — эксперт нефтегазового рынка Михаил Крутихин, Ко

Транзит газа через Донбасс остановили. Что это значит для «Газпрома» и Европы?

Часть транзита российского газа через Украину остановили. Речь идет об одной из веток трубопровода в Луганской области. На этой территории находятся российские войска. Накануне Киев заявил о потере контроля над газораспределительным пунктом «Сохрановка» и компрессорной станцией «Новопсков». Украинцы в итоге предложили «Газпрому» временно перевести транзит на другой пункт пропуска. Российская компания же считает, что перенаправить потоки технически невозможно.

Что это значит для Германии, как мировые цены на газ влияют на жизнь россиян и готова ли Европа ввести эмбарго, в эфире «Большого ньюзтока» рассказал партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *