Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

А.Несмиян: Давос будет решать проблемы управления энергопереходом со всеми сопутствующими неприятностями

Анатолий Несмиян

Спец-операция спец-операцией, а самое важное, конечно, будет происходить совсем в другом месте.

В конце мая состоится Давосский форум, перенесенный с середины зимы почти на полгода. Основная тематика форума — энергетический переход. Точнее, сам по себе энергопереход уже не обсуждается, консенсус по нему состоялся. Вопросы теперь будут касаться непосредственных решений, касающихся этого перехода.

Россия на Давосе представлена не будет по понятной причине — мы выключены из повестки, своей у нас нет, а потому мы будем в нее встраиваться на правах побежденного по факту. Точнее, нас в нее будут встраивать. «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь»©

Энергопереход — это проект. Цель проекта — создание принципиально нового энергобаланса в развитых государствах. Новый энергобаланс создаст существенно большую независимость от поставщиков энергоресурсов — в первую очередь политическую. Кстати, поэтому Россия там и не будет представлена — Мюнхенскую речь Путина сдали в утиль вместе с ним, ничего другого за душой у него нет, поэтому зачем тратить время на господина Никто?

Давос будет решать проблемы управления названным проектом, главная из которых — его неустойчивое состояние в процессе перехода. Что, в общем-то, вполне нормально для любого промежуточного состояния. Задача управления проектом вполне очевидна: на нем необходимо сконцентрировать весь имеющийся ресурс, а значит, население развитых стран на период перехода должно войти в мобилизационный период. Со всеми сопутствующими ему неприятностями — резким сокращением потребления, минимальной мобильностью, тотальным контролем за каждым. Ну, и урезанием личных прав и свобод по максимуму — а как иначе добиться мобилизации?

Как именно будет всё это происходить, в целом уже понятно: «пандемия» дала в руки властей инструмент тотального контроля за людьми, ограничивая любые перемещения буквально до сотен метров. Совсем живодерствовать, как товарищ Си в Шанхае, возможно, не станут, но если придется… На повестке дня голод, который конструируется в открытую и без малейшего стеснения. Голод станет инструментом перехода к нормированному распределению продовольствия. А чтобы сделать его глобальным, есть конфликт между Россией и Украиной, который становится базой, запускающей уже этой зимой продовольственную катастрофу. Здесь кроется ответ, почему Запад запустил свои калечащие санкции против России не в 14 году, а сегодня, хотя строго говоря, ситуация тогда в плане нарушения международного права мало чем отличается от сегодняшней. Ответ прост: тогда еще было не время. Правильное решение должно приниматься вовремя, иначе оно правильным не является. То, что Кремль с готовностью предоставил себя под санкции и дал повод — это тоже вопрос управления проектом, где Россия (и, конечно, Украина) — инструмент управления, даже не объект.

Военный конфликт, кстати, в случае необходимости тоже может стать поводом для закручивания гаек в Европе. Нет никаких сомнений, что если что-то пойдет не по плану, и потребуется аргумент для введения военного положения в Европе, то этот аргумент будет любезно создан — будь то техногенная катастрофа в зоне конфликта или применение оружия массового поражения (причем даже неважно, кто на самом деле его применит. Постправда — это когда реально только то, что сказали СМИ. Сказано, что Башни атаковал Усама бен Ладен — и никаких иных точек зрения на этот эпизод быть не может. Пусть даже Усама узнал о своей блестящей операции из газет. Не удивлюсь, если Путин узнает о том, что он применил ядерное оружие, тоже из газет).

В общем, самое интересное будет в конце мая. Хотя нас это обойдет стороной — мы на этом празднике жизни лишние. В эту игру сегодня играют только двое — Запад и  Китай. Остальные, включая и нас — переминаются в предбаннике.

***

Европейская комиссия (ЕК) готовится представить план сокращения зависимости Евросоюза от российских энергоресурсов к 2027 году, предусматривающий новые, более амбициозные цели по использованию возобновляемых источников энергии и энергосбережения.

Как сообщает агентство Bloomberg, план общим объемом 195 млрд евро будет представлен 18 мая.

Кроме этого, Еврокомиссия готовит предложения на случай экстренного отключения российских углеводородов по любым причинам.

По понятным причинам сейчас идет процесс создания общего консенсуса. Поэтому неизбежно меняются показатели, даты, сроки, планы. Однако примерно к концу года (а скорее всего, даже раньше) общие подходы будут выработаны, но от заявленной цели Европа уже точно не откажется.

Если еще год назад в планах Евросоюза было сокращение зависимости от российских нефти и газа (что в общем-то, разумно, учитывая, что коррумпированная евроверхушка, пересаживающаяся из политических кресел в кресла топ-менеджеров российских нефтяных и газовых компаний поставила Европу в критическую зависимость от российских же углеводородов — что однозначно говорит о коррупции и никак иначе), то теперь речь идет о полном отказе и отключении России от европейского рынка. Здесь уже нет экономики, это чистой воды политика.

Раз это политика, то аргументы про глупых европейцев, не понимающих своей выгоды, перестают работать. Принципиальная позиция потому и принципиальна, что идет на сознательное ухудшение условий, но освобождает от иной зависимости. Нужно понимать, что зависеть от людей с неприемлемыми этическими принципами Европа более не намерена. И тут, скорее, вопрос не к ней.

Понятно, что стоимость энергии в Европе вырастет. Однако как бы это ни выглядело парадоксальным, на данном этапе такое следствие может быть целью. Тут как раз ситуация, когда проблема одновременно является решением, что говорит о высоком уровне управления. Дело в том, что энергопереход и ускоренное строительство инфраструктуры возобновляемой энергетики в Европе — это тоже решение, не подлежащее обсуждению. Обсуждается сам процесс перехода, но не его принципы. Высокие цены на традиционные энергоносители в таком случае становятся тем самым решением, которое стимулирует и ускоряет разработку и внедрение технологий энергетики на возобновляемых энергоресурсах. Конечно, здесь требуется выдерживать баланс, чтобы не угнетать экономику выше допустимых уровней, но при выполнении такого условия высокие цены на нефть и газ становятся толчком, ускоряющим продвижение ключевой задачи.

Есть достаточно длинный список проблемных мест «зеленой энергетики». Она еще только в начале своего становления и, скорее всего, нынешняя инфраструктура обновится не один раз, переходя на все более продвинутые технологические решения. Тем не менее, консенсус уже достигнут. Новая энергетика потребует колоссальной перестройки всей инфраструктуры Европы, что по сути, должно перезапустить европейскую экономику. Мало того — переход на новые технологические решения позволит тем, кто реализует их первым, снять все «сливки» с этих решений, обеспечив наиболее высокую норму прибыли от их эксплуатации. Что должно не только компенсировать издержки прошлых периодов, но и обеспечить опережающий рывок вперед.

Саудовская Аравия и ОАЭ, кстати, еще лет десять назад поняли, к чему все идет, и понимают, что в роли продавцов нефти останутся далеко позади, а потому реализуют свои собственные проекты, которые должны снять приближающуюся катастрофу для всех производителей традиционных энергоресурсов. Россия при нынешнем режиме так и остается в своей дикой архаике, рассчитывая выкачивать природные ресурсы столько, сколько возможно. Что будет дальше — нуворишей не интересует совершенно.

Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян (@ElMurid)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *