Рубль и ключевая ставка ЦБ: почему нет связи? Е.Коган о рубле, безработице в РФ и ценовом шоке
Получил в личку несколько хороших вопросов. Думаю, ответы могут быть любопытны многим.
1. Процентная ставка в пятницу была снижена аж на 300(!!) б.п., а доходность ОФЗ при этом практически не изменилась! А вы чему нас учили, господин Коган?! Как же так?!
2. Ставка была снижена на 300 б.п. Но вместо того, чтобы хоть немного ослабеть, рубль пошел укрепляться дальше. Что происходит!?
А происходит следующее. Доходности ОФЗ давно оторвались от ставки. Если полтора месяца назад мы с вами видели доходности 16-17% годовых, то сегодня речь идет исключительно о 10%. А ставка даже после снижения все равно 14% годовых!
Мораль? ОФЗ в своем движении уже давно опередили ставку и сигнализируют о возможности существенного дополнительного снижения.
Но как же так? Откуда такой дикий разрыв с одной стороны между уровнем инфляции и доходностями ОФЗ, а с другой – между доходностями ОФЗ и ключевой ставкой?
Друзья! Финансовый рынок, ко всему прочему, – это барометр развития экономики. Это термометр, который часто со значительными огрехами, но все же докладывает нам о ее здоровье, относительно объективно дает нам картину реальности.
Однако сегодня обстоятельства особые. После обретения огромного количества административных ограничений и запретов, мы давно уже оторвали и курс рубля, и доходности по госбумагам от реального положения вещей.
Фактическая заморозка активов нерезидентов, невозможность нормального приобретения и перевода валюты и проч и проч с одной стороны и огромное количество санкций, наложенных на российский финансовый сектор и не только, настолько дестабилизировали обстановку, что мы уже и сами толком не можем дать ни объективных прогнозов, основанных на фактах, а не гаданиях, ни оценить четко – а какая должна быть ключевая ставка, какой уровень инфляции можно ждать по году, какой в России можно ожидать спад производства.
Финансовая система пытается на ходу перестроиться и как-то разобраться с возникающими в текущем режиме проблемами. А значит, такого рода дисбалансы и противоречия будут преследовать нас еще долго. По меньшей мере, до окончания активных боевых действий и завершения эпохи «обретения» новых и новых санкций, каждый раз перекраивающих картину мира и российской реальности.
Ну а курс рубля?
В принципе, объяснение то же. Мы же с вами прекрасно понимаем: ставка, по влиянию на курс рубля, сегодня 25-й по значимости инструмент.
Основное – это введенные 2 месяца назад административные ограничения.
Кстати, обратите внимание. После того, как ставка была снижена драматически, рубль вообще не изменился в цене, и даже в итоге еще укрепился. А вот как только Председатель ЦБ сообщила о возможном скором снижении нормы обязательной продажи валюты корпорациями-экспортерами с 80 до 50%… Это реально начало понемногу менять картинку.
Положительное сальдо торгового баланса по итогам этого года может превысить и $180-200 млрд. С импортом реальные проблемы. Бюджетное правило не работает. Никто валюту в закрома не распихивает.
Таким макаром, исходя из текущих реалий, даже при нынешнем снижении ставки и при анонсированном снижении нормы продажи валютной выручки до 50%, рубль может допрыгать и до 67-69 за доллар. Уж слишком велик поток входящей валюты.
Что может остановить укрепление рубля?
▪️Смягчение административных ограничений для физлиц. Т.е., например, разрешение россиянам приобретать больше валюты на свои счета и, соответственно, выводить ее за границу.
▪️Снятие ряда ограничений с резидентов дружественных стран. Разрешение им продавать здесь свои активы и также выводить полученные деньги за границу. Кстати, это красивое решение не только экономически, но и политически – поощрение дружественным странам за то, что остаются таковыми.
▪️Такие внешние факторы, как нефтяное эмбарго или другие санкции, которые приведут к существенному уменьшению потока входящих средств.
Что будет раньше? Полагаю, смягчение административных мер. Например, экспортерам будет разрешено продавать не более 30-40% валютной выручки. Может быть, гражданам разрешат покупать больше валюты или введут послабления для резидентов дружественных стран… Главное, что ЦБ показал тренд, показал, что ему не очень комфортен текущий уровень курса рубля…
Что касается внешних факторов, думаю, многие страны пока решают как и когда они смогут отказаться от российских нефти и газа, но произойдет это все же не сегодня. Хотя тренд понятен и здесь.
Мои действия?
1️⃣ Держу фьючерсные контракты на доллар, терплю убытки. Более того, немного усилил позицию. Делаю это аккуратно и без всякой спешки.
2️⃣ Одновременно с этим держу фьючерсные контракты на золото и на нефть, которые помогают мне балансировать ситуацию.
Если же возвращаться к тому, с чего мы начали, да, очевидно, снижение ставки никак не повлияло ни на доходность ОФЗ, ни на курс рубля. Значит ли это, что старые законы перестали действовать? Конечно, нет. Просто обстоятельства у нас пока крайне неординарные.
Что будет с уровнем безработицы в стране?
Оценки самые разные.
▪️По данным Минтруда, на 20 апреля в простое находилось около 98 тыс. российских работников, что в 2,5 раза выше, чем в начале марта.
▪️Издание Financial Times подсчитало, что около 200 тыс. россиян получают зарплату от западных компаний, приостановивших деятельность в России.
▪️Еще дальше пошел представитель «Единой России», заявив, что в простое или под риском увольнения находится около 600 тыс. человек, работающих в иностранных компаниях.
Как известно, в нашей стране «безработица» – понятие творческое. Безработные – это люди, официально зарегистрированные в службах занятости. Поскольку пособие по безработице небольшое, многие не спешат вставать на учет. Значительный вклад в улучшение статистики вносят процветающая в нашей стране частичная занятость и огромный серый рынок труда.
Словом, по официальным данным сложно составить полную картину занятости в нашей стране. Ясно одно – счет потенциально безработных может идти на сотни тысяч. И здесь стоит задуматься о максимальной поддержке частного бизнеса, развитие которого как раз и означает создание новых рабочих мест.
Ценовой шок?
На прошлой неделе Всемирный банк опубликовал доклад о перспективах товарно-сырьевых рынков и пришел к выводу, что в мировой экономике начался сильнейший с 1970-х годов ценовой кризис.
Мы согласны с большинством ценовых прогнозов экспертов Банка. Даже считаем, что они немного недооценивают возможности роста цен на зерно. Однако заявления насчет 70-х находим слишком эмоциональными.
Обо всем по порядку.
Банк прогнозирует, что в 2022 году энергоносители подорожают более чем на 50%, а неэнергетические товары – почти на 20%. В последующие годы цены на почти все виды товаров снизятся, но цены на сырье будут намного выше средних пятилетних значений. «В целом, это самый масштабный товарный шок, который мы переживаем с 1970-х годов. Как и тогда, шок усугубляется резким ростом ограничений в торговле продовольствием, топливом и удобрениями».
По мнению аналитиков ВБ, среднегодовая цена нефти марки Brent в 2022 году вырастет на 42%, до $100 за баррель. В 2023 году она снизится до $92 за баррель – если прекратятся перебои с поставками и вырастет добыча нефти в других, кроме России, странах при более медленном росте спроса.
Рост на 42% в самом деле впечатляющий, но в значительной степени обусловлен низкой базой первой половины 2021 года. В середине нулевых сопоставимые темпы роста можно было наблюдать несколько лет подряд. Кульминация этого взлета к $150 за баррель летом 2008 года больше походит на ценовой шок, чем то, что мы наблюдаем сейчас.
Разумеется, все опасаются того, что у ОПЕК сейчас меньше резервных мощностей, чем принято думать, но в 2008-м их практически вовсе не было. В ВБ справедливо отмечают, что поиск альтернативных источников поставок энергоносителей ведет к более дорогостоящим торговым моделям из-за проблем с логистикой и в итоге к продолжительной инфляции.
Но все-таки ценовой шок – это немного другое.
От алюминия и никеля ВБ ждет роста цен на 37% и 51% соответственно, а в целом по базовым металлам 22%. Драгметаллы, по их мнению, подорожают лишь на 3%. Сравните с нулевыми, не говоря уже о 70-х. При этом еще неизвестно, насколько длительными окажутся локдауны в Китае, и как сильно они снизят спрос на металлы.
Что действительно серьезно, так это цены на газ в Европе, которые могут вырасти на 111%. Это повлечет за собой подорожание удобрений на 70% и рост цен на продовольствие. Сокращение использования дорогих удобрений в наступившем сезоне является глобальным трендом, который не может не сказаться на урожайности.
Поэтому восполнение похудевших запасов зерна и других видов продовольствия, которые и так страдали в прошлом году от погоды, геополитики и локальной нехватки рабочей силы, под вопросом. Высокие цены на еду чреваты социальными потрясениями, особенно в бедных странах.
Наибольшее беспокойство вызывают цены на пшеницу, которые могут подскочить в среднем более чем на 40%.
О причинах мы много говорили. Достаточно вспомнить, что Россия и Украина в прошлом сезоне обеспечивали порядка 30% мирового экспорта пшеницы и около четверти по зерну в целом.
Но, опять же, такой рост случается далеко не раз в жизни. В 2007-м пшеница подорожала на 58%, аналогично кукуруза в 2011-м. Впрочем, каждый раз подобный рост вызывает много эмоций.
Тем не менее, если не спорить об уникальности переживаемого момента, с оценками роста цен на товарных рынках мы в целом согласны.
Смогут ли регуляторы сделать что-либо для смягчения последствий? Посмотрим. У ФРС есть шанс сделать решительный ход уже на этой неделе.
Если регуляторы подойдут к вопросу серьезно, то нельзя исключать, что очень скоро взлет цен на коммодитиз может обернуться падением. Собственно, так было в 2008-м и в последующие взлеты цен на ту же пшеницу.
Сокращение американского ВВП в первом квартале на 1,4% стало первым тревожным звоночком. Кто знает, сколько их еще будет по мере ужесточения монетарной политики?
Автор — инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган (@bitkogan — категорически рекомендуем к подписке)