Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Степан Демура объяснил разницу между Россией и Ираном и дал прогноз по развитию кризиса

Степан Демура

Придется набраться терпения — и жить. На годы, может быть, на десятилетия (Иран — 40 лет):

а) с вероятностью 25 — 30% — административная экономика советской модели (прямое распределение людей, материальных ресурсов, денег, централизованные цены),

б) с вероятностью 60 — 65% — иранская модель (роль государства в экономике — до 80 -85%, частный сектор — 15-20% — кормит, одевает, развлекает, сервисы, с чуть более приоткрытыми окнами в Европу, чем Иран, обмен топлива на то, что позволено). Курс рубля — фиксирован или полуадминистративный, мобильность людей и капитала через границу — резко ограничена (как Россией, так и извне). Откат на 30-50% в технологиях и оборудовании. Глубокая китаизация.

в) 10% вероятности — какая-то другая модель (лебеди прилетят). Всё это следует — из «модели коллективного поведения» народа, какой она сложилась.

Очень многие предрекают превращение России во второй Иран. Частично, по экономике, да (но в ней – частично). А социально-политически – ничего общего.

У Ирана есть глубоко укоренённая идеология среди элит, замешанная на мессианстве шиитского направления ислама. Да, она возникла 40 лет назад, основные участники Исламской революции уже ушли в мир иной или старики старше 65-70 лет. В этом смысле Иран похож на СССР 1950-1960-х с эрозией революционности, но она ещё держится.

У российских же элит никакой идеологии нет. Точнее была одна – деньги. Сейчас и она эрозируется, но на смену ей если и идёт что-то, то эклектика из обрывков идей XIX и первой половины ХХ века, причём правого маргинального толка.

Соответственно, нет и массового идеологического движения в России (в виде цементирующей партии или того же КСИР, как в Иране). В низовой части, правда, есть бытовая идеология – покой и комфорт (хотя бы что-то одно из двух). Но она идёт вразрез с идеями начальства не давать пролам ни того, ни другого (а давать только невротизацию).

Иран к тому же более молодое общество – 31,5 года против 40 лет в России, а в великорусском ядре, которое исторически выносит в большей мере все тяготы Порухи, и вовсе около 45 лет.

Ну и главное. Иран – это исламское общество. В котором традиционно много солидарности, доверия и низовых горизонтальных связей. Например, на этом основана «финансовая исламская сеть на доверии» — хавала. В своё время нечто подобное было в России у старообрядцев (особенно среди купечества).

Ничего этого иранского в предельно атомизированной России, с очень низким уровнем доверия, фактически капсулировании людей и микроячеек, представить нельзя. Здесь выживают в одиночку, а не общинами.

И понятно, что у России есть ещё тяжёлый российский климат и огромные расстояния, которые дополнительно гирями сейчас повиснут на приспособлении к выживальщицкой архаике.

Автор — биржевой аналитик Степан Демура

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *