Оперативный мониторинг ситуации на Украине и связанных с ней санкций – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Готовьтесь к дефолту: Fitch отправило суверенный рейтинг России в мусорную корзину — на уровень Сирии и Нигерии

Международное рейтинговое агентство Fitch

Международное рейтинговой агентство Fitch, входящее в «большую тройку», понизило долгосрочный рейтинг дефолта России в иностранной валюте до уровня «B» с «BBB» с негативным прогнозом (Rating Watch Negative).

В агентстве полагают, что жесткость международных санкций в ответ на военную спецоперацию России на Украине усилила угрозы для макрофинансовой стабильности и может подорвать ее готовность обслуживать государственный долг.

Понижение рейтинга РФ и включение в список Rating Watch «Негативный» отражают следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:

ВЫСОКО

Серьезный шок для основных принципов кредитоспособности. Строгие международные санкции в ответ на военное вторжение России в Украину повысили риски для макрофинансовой стабильности, представляют собой огромный шок для основных принципов кредитоспособности России и могут подорвать ее готовность обслуживать государственный долг. События ослабят внешние и государственные финансы России, серьезно ограничат ее финансовую гибкость, заметно снизят тенденцию роста ВВП и повысят внутренние и геополитические риски и неопределенность. Рейтинг Rating Watch «Негативный» отражает высокую степень нестабильности в международных отношениях, в том числе возможность дальнейшего ужесточения санкций и неопределенность в отношении ответных мер политики России, таких как невыплата долга, а также риск более резкой потери уверенности в экономике внутри страны.

Быстрое ужесточение санкций. Объявленные США и ЕС санкции, запрещающие любые операции с Центральным банком России (ЦБР), окажут гораздо большее влияние на основы кредитоспособности России, чем любые предыдущие санкции. Полная реализация может сделать большую часть международных резервов России непригодной для валютных интервенций, а активы в значительной части могут быть заморожены. 32% валютных резервов России номинированы в евро и 16% в долларах США, и более половины находятся в странах, участвующих в санкциях (по состоянию на конец июня 2021 года). Санкции также запрещают операции США с Фондом национального благосостояния или Министерством финансов.

Еще больше неуверенности в готовности платить: санкции могут также повлиять на готовность России погасить долг. Реакция президента Путина — приведение ядерных сил в состояние повышенной боевой готовности, по-видимому, снижает вероятность того, что он изменит курс в отношении Украины до такой степени, которая необходима для отмены быстро ужесточающихся санкций. Мы полагаем, что санкции США, запрещающие операции с Минфином, не будут препятствовать обслуживанию суверенного долга России, но это неясно, и риск такой жесткой меры заметно возрос.

Вероятны дальнейшие санкции в отношении банковского сектора: Fitch ожидает дальнейшего ужесточения санкций в отношении российских банков. Объявленные меры уже являются жесткими, включая запрет Сбербанку на проведение операций в долларах США, замораживание активов ВТБ путем включения его в список SDN и исключение из платежной системы SWIFT некоторых банков. Их влияние будет зависеть от того, в какой степени платежи в иностранной валюте могут быть перенаправлены через другие российские банки, а риски могут быть переведены в другие валюты или расчеты с иностранными контрагентами. Однако теперь мы ожидаем распространения этих мер на другие банки, ограничивая такие смягчающие меры, с большими затратами из-за серьезных краткосрочных сбоев и более длительных ограничений эффективности выполнения транзакций.

Повышение макрофинансовых рисков. Объявленные санкции и резкое снижение курса рубля будут способствовать повышению макроэкономической волатильности и заметно повысят риск широкомасштабной утраты доверия внутри страны, что вызовет отток банковских депозитов и долларизацию. Банковские депозиты в иностранной валюте (преимущественно в долларах США) составляют около 200 млрд долларов США (25% от общего объема депозитов), и их отток будет представлять больший риск для стабильности системы, учитывая способность ЦБ РФ поддерживать банки с рублевой ликвидностью. ЦБ РФ повысил учетную ставку с 9,5% до 20% и объявил о некоторых мерах по контролю за движением капитала.

Более низкий тренд роста ВВП: шок внутренней уверенности и ужесточение политики окажут резко негативное влияние на краткосрочную экономическую активность. Санкции также заметно ослабят потенциал роста ВВП России по сравнению с нашей предыдущей оценкой в ​​1,6%, отчасти за счет ограничения возможности расчетов по торговым операциям, при этом 55% российского экспорта номинировано в долларах США и 29% в евро. Кроме того, торговые партнеры будут искать заменители импорта из России, особенно в энергетическом секторе (на который в 2021 году приходилось 241 млрд долларов США или 44% экспорта России). В меньшей степени гораздо более слабые перспективы для иностранных инвестиций и передачи технологий также будут сказываться на торговле и производительности.

Другие ограничения гибкости финансирования и фискальные риски. Распространение санкций на суверенные долговые обязательства вторичного рынка и эмиссии не в долларах США, включая евро, еще больше снижает финансовую гибкость России. Ужесточение санкций также снизит способность частного сектора рефинансировать свой внешний долг. Кроме того, на бюджетный баланс России негативно повлияет ослабление экономической активности и, в меньшей степени, прямые финансовые издержки конфликта в Украине. Риски условных обязательств в банковском секторе также увеличились, хотя их краткосрочное воздействие будет смягчено за счет послаблений со стороны регулирующих органов.

Политические и геополитические риски и неопределенность: Fitch считает, что полномасштабное вторжение России в Украину, особенно в случае затяжного конфликта, а также более слабого экономического роста, может привести к усилению внутриполитической неопределенности и нестабильности. Обвал в международных отношениях и большая непредсказуемость в принятии политических решений, на наш взгляд, также увеличивают геополитические риски в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Рейтинг России «В» также отражает следующие рейтинговые факторы:

Буферы и низкая потребность в финансировании. Рейтинг поддерживается размером бюджетных и внешних резервов России, хотя возможности их использования в настоящее время сильно ограничены. Россия имеет второй самый низкий уровень государственного долга в категории «В» и низкие потребности во внешнем и фискальном финансировании. До кризиса основа ее макроэкономической политики опиралась на заслуживающую доверия денежно-кредитную политику, гибкость обменного курса и осмотрительную антициклическую фискальную политику, и в 2021 году бюджет имел небольшой профицит.

Структурные недостатки. Этим факторам противопоставляются высокий геополитический риск, воздействие жестких санкций, которые серьезно ограничивают финансовую гибкость и возможность проведения операций в масштабах всей экономики, риски дальнейших санкций и макрофинансовой нестабильности, низкий потенциальный рост ВВП, слабое управление и непредсказуемая политика и высокая сырьевая зависимость.

Сильный внешний баланс: перед началом кризиса Россия занимала второе место по величине международных резервов (17 месяцев текущих внешних платежей; 643 миллиарда долларов США) в аналогичной группе. Ее чистая позиция внешнего кредитора укрепилась на 32 п.п. с 2014 года до 48% ВВП, а профицит счета текущих операций достиг 15-летнего максимума в 2021 году и составил около 8% ВВП.

Бюджетный буфер, низкая потребность в финансировании: Государственный долг низкий, на уровне 20% ВВП, а 21% номинирован в иностранной валюте, что выгодно отличается от медианы категории «В» в 62%. Амортизация суверенного долга является низкой (в среднем 1% ВВП в 2022–2023 гг.) по сравнению с большим бюджетным резервом, который включает активы Фонда национального благосостояния, эквивалентные 11,7% ВВП (7,3 п.п., из которых составляет ликвидный компонент) на конец 2021 г. и есть низкое внешнее воздействие.

Управление ESG: Россия имеет оценку релевантности ESG «5» как по политической стабильности и правам, так и по верховенству закона, институциональному и нормативному качеству и контролю над коррупцией, как и в случае со всеми суверенными государствами. Эти баллы отражают высокий вес показателей управления Всемирного банка (WBGI) в нашей собственной Модели суверенных рейтингов. Россия имеет низкий рейтинг WBGI на 29-м процентиле, что отражает относительно слабые права на участие в политическом процессе, слабый институциональный потенциал, неравномерное применение верховенства права и высокий уровень коррупции. Россия также имеет ESG.RS 5 баллов по международным отношениям и торговле, что отражает пагубное влияние санкций.

РЕЙТИНГОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Факторы, которые по отдельности или в совокупности могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению:

  • Структурные, внешние: дополнительное ужесточение санкций, которые еще больше подрывают финансовую стабильность и внешние финансы или препятствуют выплатам по обслуживанию долга.
  • Структурные: дальнейшее ухудшение международных отношений, негативно влияющее на готовность России погасить долг.
  • Макроэкономические, внешние: повышенные риски для макрофинансовой стабильности и внешних финансов, например, от оттока банковских депозитов, долларизации и оттока капитала, наряду с введением санкций, ограничивающих использование международных резервов.

Факторы, которые по отдельности или в совокупности могут привести к положительному рейтинговому действию/повышению:

  • Структурные, внешние: снижение геополитической напряженности, например, путем переговоров по урегулированию ситуации в Украине, что приводит к менее жестким санкциям и повышению уверенности в готовности России погасить долг.
  • Макроэкономические, внешние: более низкий риск макрофинансовой нестабильности, например, из-за санкций, оказывающих меньшее сдерживающее воздействие на способность ЦБ РФ оказывать поддержку в области политики и/или повышать стабильность банковского сектора.

Следующая запланированная дата пересмотра суверенного рейтинга России Fitch — 27 мая 2022 г.

Комментарий финансистов с MMI:

Это, конечно, полная жесть… Особенно учитывая, что Fitch исторически был самым позитивным в отношении России среди трёх рейтинговых агентств. Fitch снизил рейтинг РФ сразу на 6 (!!!) ступеней – с BBB (инвестиционный уровень) до B (мусор). Для понимания – это рейтинг Ливии, Монголии, Нигерии, и чуть ниже, чем рейтинг Папуа-Новая Гвинея (B+). 

Такого низкого рейтинга у России не было с момента дефолта в 1998 г (с возвращением в 90-е!) И это однозначный сигнал инвесторам — ГОТОВЬТЕСЬ К ДЕФОЛТУ (мы считаем, что дефолт по суверенным евробондам неизбежен, и на месте Fitch сразу бы даунгрейдили Россию до «C»). 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *