Мюрид: Экономика — это не так зрелищно и не вызывает патриотический угар, но в ней-то и вся соль
Война войной, но есть еще и экономика. Это не так зрелищно и не вызывает патриотический угар, но в ней-то и вся соль.
Министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил, что бизнес с Россией практически прекращен, а также сообщил о «полной блокаде» российских банков. Слова главы минфина приводит ТАСС. Однако при этом утверждается, что отдельные транзакции через российские банки все же возможны, в том числе — при оплате газа, а также при переводах между компаниями в Германии.
Германия — ключевой партнер России в Европе, и «прекращение бизнеса» для зависимой от внешних рынков экономики выглядит крайне нездраво. Внутри России уже начинаются вполне объяснимые события — сеть DNS повысила цены на все товары на 30%. И это, видимо, только начало. Далее — товары повседневного спроса и продовольственные.
У нас, конечно, уже все импортозамещено, но еще не везде. Поэтому где именно начнет рваться сразу, а где — чуть позже, сказать сложно. Логично предположить, что везде и довольно быстро.
Но мы же знаем: президент не зря сидел два года в бункере. Он писал планы, и сейчас вот-вот начнет доставать их из сейфов и раздавать помощникам.
***
На мой взгляд, нынешняя война (определение, запрещенное в РФ Роскомнадзором) является переходным этапом между двумя фазами сценария «новой нормальности». Первый этап — «пандемия» — исчерпал себя и фактически сворачивается во всех странах. Рудиментарные остатки фазы остаются, никуда не деваются методики бустерных вакцинаций, по всей видимости, летнее заседание Давоса и последующее заключение Пандемийного соглашения зафиксируют результаты, достигнутые в первой фазе. Однако теперь на повестку дня ставится следующий этап.
Собственно, война и есть необходимый кризис, позволяющий провести переход. Нам, конечно, рассказывают про денацификацию, Русский мир и всё вот это, но мы ведь помним правило: ровно в ту секунду, когда наши правители открывают рот, они уже солгали.
Вторая фаза «нормализации» должна будет закрепить и расширить сдачу прав и свобод в обмен на безопасность, которую гарантируют тем, кто откажется от своих прав и свобод. Война — это всегда разрушения, болезни и голод. Голод, на мой взгляд, и станет центральной линией второго этапа. Болезни — это уже отработанная методика, и принудительные вакцинации против поствоенных инфекций неизбежны, но собственно территория войны будет ограничена Украиной, будут территории, на которые переместятся беженцы — но это не носит глобальный характер. Глобальной линией второго этапа должен будет стать именно голод.
У санкций, наложенных на Россию, будет иметься в этом отношении ряд крайне полезных с точки зрения продвижения этого этапа следствий: Россия является одним из важнейших поставщиков минеральных удобрений, причем в регионы сельхозпроизводства — к примеру, в Бразилию. Президент Болсонару буквально перед войной приезжал в Москву и вел переговоры как раз о поставках удобрений, на экспорт которых до июня 22 года действует эмбарго. Теперь, если Россию отрежут от мирового рынка, это эмбарго плавно перетечет в невозможность проведения экспортных операций.
В любом случае производство продовольствия может быть целенаправленно дезорганизовано на любой из стадий — стадии производства, стадии переработки, стадии транспортировки и хранения. Мир взаимоувязан, и нарушение кооперативных и производственных цепочек серьезно подорвет привычные схемы снабжения продовольствием. Итог — дефицит и голод.
Голод — один из ключевых инструментов управления социумом. Решается проблема через создание системы распределения, а тот, кто контролирует распределение, тот и обладает властью. Население будет поставлено перед выбором — умереть с голода или получить продовольственные карты фуд-стампы в обмен на выполнение условий, которые будут ставить перед ними власти. Выполнил — получи талон. Не выполнил — извини, приходи в следующий раз.
Война поможет перезапустить процесс, а уж как именно — это вопрос управления проектами. Чистая технология.
***
Возможное отключение России от системы международных расчетов СВИФТ — событие, конечно, болезненное, но на первых порах больше имиджевое. Строго говоря, выстроить взаиморасчеты можно будет и иным способом, но на это потребуется время, а главное — все расходы на комиссии по транзакциям будет нести именно российская экономика. Что, понятно, будет возмещено уже непосредственными потребителями, то есть, нами. Фактически это налог на войну на Украине в прямой форме.
В этом плане апокалиптические прогнозы строить нет особого смысла. Один фактор не является фатальным даже для крайне больной системы, коей, конечно, является российская экономика. Но тут проблема в том, что таких факторов достаточно много. И какой из них в итоге запустит лавину — это уже почти неважно.
***
США рассматривают возможность введения санкций против Центробанка России из-за Украины, передает Bloomberg со ссылкой на источники. Окончательное решение пока не принято.
«США рассматривают санкции в отношении Центрального Банка России, этот шаг будет направлен на большую часть резервов в размере $643 млрд, которые президент России Владимир Путин накопил перед запланированным вторжением в Украину», — сообщает агентство со ссылкой на источники.
Напомню, что в Ливии коалиция безо всяких сантиментов арестовала 160 млрд средств Ливии, мгновенно обнулив возможности режима Каддафи, оставив его без кассы на черный день.
Россия побольше, чем Ливия, но это значит, что конфискуют тоже побольше. Только и всего.
Что-то, конечно, припрятано по разным ухоронкам вроде Центрально-Африканской республики и прочих Мозамбиков. Кто-то подсуетился и заскирдовал свои наличные в Кувейте, ОАЭ или Китае. Но в целом это слёзы по сравнению с тем, что может быть изъято в один момент.
При этом нужно понимать, что резервы ЦБ — это гарантии возврата внешнего долга, в который входит совокупный государственный долг, долг корпоративный и долги домохозяйств. Они как раз покрываются резервами ЦБ. Что, кстати, обеспечивает какую-то, но устойчивость рубля.
А теперь предположите на минуту, что произойдет, когда (или если) угроза изъятия превратится в реальность.
Конечно, можно будет попытаться пугать жадных капиталистов ядерным запасом со словами «Мы все в рай, а они сдохнут», но захотят ли приближенные каудильо вместе с потерей капиталов потерять и оставшееся у них самое дорогое — жизнь?
***
Газопровод «Северный поток-2» был хорошим проектом, но тема закрыта надолго — об этом заявил исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс. Отвечая на вопрос журналист, «умер» ли данный проект в долгосрочной перспективе, Хармс добавил: «С моей точки зрения, да».
На сегодняшний момент объемы хранилищ газа достигли 30% отметки от максимума. Это не фатальная ситуация: в 2017 году запасы газа также опускались ниже 30% отметки, правда, на два дня позже, чем в нынешнем году — 26 февраля против 24 февраля в этом году.
Тем не менее, Европа готовится к экстремальным сценариям, включающим полное отключение российского газа. В таком случае европейцам придется готовиться к ценам на газ в пределах 900-1200 долларов за тысячу кубометров. Однако нужно понимать, что при этом будут создаваться и компенсационные механизмы, которые рано или поздно, но будут возложены на Газпром и Россию. По сути, возврат на европейский рынок российского газа будет однозначно обусловлен жесткими пунктами контрактов на базе политических договоренностей. Напомню — такой механизм был применен в 19 году, когда Россию вынудили заключить фактически кабальный договор с Украиной, приплюсовав к нему выплату 3 млрд долларов напрямую Нафтогазу. В этом смысле за Европу беспокоиться точно не нужно, как это сделал зиц-президент Медведев. Она себя как-нибудь, но защитит.
Понятно, что в конечном итоге все убытки будут переложены на российское население. Скорее всего, через рост тарифов.
Я даже не берусь представить себе, в какие суммы обходится правление нынешней клики. За какую область ни возьмись — везде всплывают настолько колоссальные суммы, на которые можно перестроить всю страну не по одному разу. Однако парадокс в том, что мы так и остаемся на руинах, да еще и будем за это приплачивать.
***
Принятый набор санкций впечатляет масштабом и системностью. На мой взгляд, российской знати предъявлен ультиматум: либо вы приносите голову Путина, либо несёте солидарную с ним ответственность. Он, конечно, целиком и полностью Запад устраивал, но у всего есть предел.
Вишенкой на торте может стать провал войны, когда российская армия без явного поражения просто растворится на украинских просторах, лишившись возможности выполнять осмысленные задачи.
Тогда в обмен на выход Кремлю предложат вернуть Крым и Донбасс, и право это ещё будет нужно заслужить. Сейчас это крайне гипотетическая история, но удивления у меня не вызовет уже ничего. Такой бездарщины я даже представить не мог.
Кремль при том пещерном уровне управления, который демонстрирует, вполне может поставить логическую точку на всех своих авантюрах и предательствах.
Но это потом, а пока кремлевской знати выдвинуты прозрачные условия. Хотя то сборище блеющих трусов, что сидело на Совбезе, может не потянуть даже собственное спасение. Возможно, Запад переоценивает их инстинкт самосохранения. Откуда он у амебы?
Собрано из публикаций независимого политического аналитика Анатолия Несмияна (@ElMurid) за 25-27 февраля