Мюрид: Модель развития событий на Украине
Ни в коем случае не пытаясь давать профессиональную военную оценку происходящему на территории Украины, тем не менее могу предположить сугубо модельное развитие событий в среднесрочной перспективе. Сразу оговорюсь — эта модель может применяться только в случае сохранения устойчивости украинского военного и политического руководства.
Несопоставимость ресурсных возможностей создает для Украины единственный шанс на выход из войны как минимум без поражения только в одном варианте — затягивании конфликта, что возможно путем размена территории на темп наступления российских сил. При этом размеры территории и небольшая по численности группировка российской армии (для такой страны как Украина 100-тысячная армия вторжения очевидно недостаточна) вполне позволяют это сделать.
Поэтому стратегия действий за Украину выглядит достаточно внятно: втянуть наступающие войска вглубь территории страны и рассредоточить их на максимально широком пространстве, вынуждая их вступать в мелкие столкновения по всей территории. Подобная конфигурация при отсутствии четко очерченной линии фронта и соприкосновения сделает коммуникации вторгнувшихся сил не просто уязвимыми, а зачастую вообще отсутствующими. Подобная стратегия имеет и еще одно измерение: российское руководство не сможет применять тактическое ядерное оружие с чисто военными целями, так как эти цели будут слишком незначительными для него. Это не исключает возможности применения ядерных боеприпасов с целью устрашения — но такой сюжет явно выходит за чисто военный сценарий.
Захват городов (а левобережная Украина за исключением южных степных территорий заселена достаточно широко) будет отвлекать значительные силы на контроль за ними и способствовать рассредоточению сил вторжения. Кроме того, у Кремля просто нет достаточного числа коллаборационистов, которых он может привлечь для передачи им контроля над захваченными населенными пунктами.
Если украинской стороне удастся навязать такой рисунок действий российской армии, наступление будет остановлено «естественным» образом — ввиду нехватки имеющихся наличных сил. Собранный второй эшелон (численностью приблизительно в 50 тысяч человек) ситуацию не изменит ввиду обширности территории, где он точно так же буквально «растворится».
Дополнить силы вторжения подкреплениями для российского руководства будет возможно только в одном случае — введением режима всеобщей мобилизации, что крайне маловероятно ввиду уже внутренних российских проблем. Дополнить силы вторжения частями Росгвардии также проблематично: Кремлю потребуется держать внутри страны значительные силы карателей для возможного подавления протестов, которые неизбежны в случае затягивания конфликта и высоких потерь в наступающих частях.
Не хочу давать временные прогнозы, но ориентировочно через две-три недели обстановка вынудит Кремль принимать решение: либо проводить переговоры о прекращении боевых действий на уровне достигнутых результатов, либо интенсифицировать наступление волевым порядком.
Нужно отметить, что уже в первый день на Украине произошло разделение зон ответственности: политическое руководство практически не вмешивается в сугубо военные вопросы, передав их военным. Что, скорее всего, единственно верное решение, так как политруководство Украины профессионально непригодно к руководству войсками. При этом оно сосредотачивается на чисто политических задачах, но главное — не мешает военным. Что в кризисной обстановке наиболее логично.
Подобная модель, как мне кажется, уже начинает проявляться в первые дни вторжения. Хотя бы потому, что ничего особенно тут и не выдумаешь. Сама конфигурация конфликта предполагает использование всех имеющихся у сторон преимуществ. На мой взгляд, этот конфликт при грамотных действиях обеих сторон может быть завершен вничью — если, конечно, не произойдет чего-то экстраординарного.
Автор — независимый политаналитик Анатолий Несмиян (@ElMurid)