Британия сворачивает программу «золотых виз» из-за «грязных денег» России
Программа, которая требует инвестировать не менее 2 млн фунтов в британскую экономику, будет закрыта в течение нескольких недель, сообщает Financial Times со ссылкой на источники в правительстве.
На кабмин давит парламент, который еще в 2020 году предупреждал, что «золотые визы» стали объектом злоупотреблений со стороны состоятельных выходцев из России, для которых Британия стала «идеальным» местом по отмыванию незаконных денег и офшорных богатств.
Правила получения виз ужесточились в 2015 году, а в 2018-м, после отравления в Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля, Лондон анонсировал пересмотр более 700 виз, выданных россиянам.
Однако реальных результатов пока не последовало. Процесс продолжает висеть в воздухе, и правительство обещает к апрелю опубликовать результаты своего расследования.
Эти визы стали прямым «приглашением отмывать деньги в Соединенном Королевстве», заявил Крис Брайант, член парламентского комитета по международным делам.
За 12 месяцев, завершившихся в сентябре прошлого года, Британия выдала 798 «золотых виз», из которых 82 достались россиянам. Самой крупной группой получателей стали выходцы из Китая (210 виз).
Десятилетиями манящий состоятельных выходцев из стран бывшего СССР, Лондон остается точкой притяжения для ультрабогатых граждан РФ, фиксируя взрывной рост спроса на элитную недвижимость, который увеличивается каждый раз, когда Москва начинает бряцать оружием. Так, на фоне первой волны эскалации вокруг Украины, состоявшейся весной 2021 года, число запросов на покупку квартиры в столице Британии от россиян с активами, превышающими 30 млн долларов, подскочило в 1,5 раза, оценивали аналитики Khight Frank.
В основном такие клиенты «выбирают квартиры в элитном сегменте с целью переезда, для себя или детей», рассказывала Марина Шалаева, региональный директор, директор департамента зарубежной недвижимости и частных инвестиций Knight Frank.
Причем экономить на лондонских квартирах российские «ультрахайнеты» не пытаются. Сделки совершаются преимущественно в высоком бюджете — от 2 млн фунтов, указывает Шалаева.