Западные центробанки начинают сдувать биржевой пузырь
Запустив «печатные станки» на рекордную в истории мощность и вылив на рынки 10 трлн долларов дополнительной ликвидности, центробанки-эмитенты резервных валют начинают жать на тормоза.
В четверг Банк Англии первым из ключевых ЦБ объявил о начале сокращения баланса, размер которого с начала пандемии увеличился почти вдвое — с 590 млрд фунтов стерлингов до 1,1 трлн.
Британский ЦБ, уже остановивший скупку активов, перестанет реинвестировать средства от погашения государственных облигаций, которые держит в собственности, а также начнет продавать в рынок портфель корпоративных бондов объемом 25 млрд фунтов, объявил комитет по монетарной политике по итогам заседания 3 февраля.
Решение, которе де-факто означает изъятие ликвидности, закачанной в рынки в рамках антикризисных мер, было принято единогласно.
Первые операции в рамках QT начнутся в марте, когда наступает срок погашения госбумаг на 28 млрд фунтов. Вместо того, чтобы купить на рынке аналогичные бонды на такую же сумму, британский ЦБ позволит правительству вернуть деньги, которые покинут финансовую систему бесследно. Всего же до 2025 года количественное ужесточение «спалит» 200 млрд фунтов.
Помимо этого, Банк Англии снова повысил ключевую ставку — на 0,25 процентного пункта, до 0,5% годовых. Этот шаг полностью совпал с прогнозами, но чего не ожидал рынок, так это того, что чиновники центробанка едва не поднимут стоимость займов сразу на 0,5 п.п. — впервые с 1997 года, отмечает Джеймс Смит, экономист ING.
За такой вариант в ходе заседания высказались четверо голосующих членов комитета, и всего одного голоса не хватило, чтобы воплотить его в жизнь.
Инфляция в Британии в декабре достигла 5,4% и стала рекордной с начала 1990х, когда страна переживала последствия коллапса фунта. Банк Англии, впрочем, полагает, что это не предел: официальный прогноз по росту индекса потребительских цен повышен до 7,25% на фоне взрывного роста счетов за электроэнергию, который составит 54%, по оценке национального регулятора Ofgem.
Британский ЦБ стал лишь малым винтиком в гигантской «машине ликвидности», которая работала с марта 2020 года. Он закачал в систему чуть меньше 600 млрд фунтов, тогда как ФРС США увеличила баланс на 4,4 триллиона долларов, а ЕЦБ — на 4 трлн евро.
Но он же стал «первой ласточкой» процесса ужесточения денежной политики, на которое идут западные страны, чтобы остановить инфляцию, которая в США достигла максимума со времен Рональда Рейгана, а Европе стала рекордной за все время существования зоны евро.
ФРС США в марте сворачивает скупку активов и намерена приступить к циклу повышения ставок, который может стать самым резким с 2004 года: рынок ждет от Федрезерва четыре шага вверх в этом году, а аналитики Bank of Americа — сразу семь.
После начала повышения ставки ФРС, как и Банк Англии, приступит к сокращению баланса, которое будет «значительным», предупредил глава американского ЦБ Джером Пауэлл после январского заседания.
Goldman Sachs прогнозирует, что общий объем QT составит 2-2,5 триллиона долларов. Иными словами, половина из «напечатанной» долларовой массы будет изъята из системы.
Причем скорость этих изъятий будет значительной — до 100 млрд долларов в месяц или выше, что позволит завершить процесс за два три года.
ING ждет, что операции начнутся со скромных 20 млрд долларов в месяц, а затем ускорятся до 90 млрд. По оценке банка, баланс ФРС уменьшится до 6 триллионов долларов к середине 2020х и будет равен 20% американского ВВП (против 36% ВВП сейчас).
Источник — Финанз.ру