ФАС заставила ритейлеров снизить наценку на часть продуктов

Рост цен на продукты

Российские власти продолжают попытки директивно-командным методом затормозить выходящую из-под контроля инфляцию, темпы которой по итогам прошлого года оказались рекордными за 6 лет.

После серии рейдов Федеральной антимонопольной службы, вызовов «на ковер» и угроз ввести жесткое законодательное регулирование цен крупнейшие ритейлеры России согласились добровольно ограничить наценку на социально значимые товары, прежде всего продовольственные.

В среду Х5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик»), а также АО «Тандер», управляющая сетями «Магнит» и «Дикси», объявили о введении добровольных лимитов торговой «наценки», с которой в их магазинах продаются два десятка товаров, составляющих основу потребительской корзины бедных. Это, в частности, борщевой набор овощей, макароны, хлеб и гречневая крупа.

Максимальная наценка на эти позиции составит 10%, говорится в сообщении Х5 Group. Такие товары будут выделены на полках магазинов специальными ценниками. Ограничение будет действовать в течение 2022 года, а торговые расходы на эти товары компания покроет за свой счет.

«Магнит» готов установить ограничения примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину российского покупателя. Это, в частности, вермишель, овощи борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу и ряд других.

Доля этих товаров может составить 30-40% от оборота социально значимых товаров в «Магните» в денежном выражении, говорится в сообщении компании. Предельная наценка, как и у X5, составит 10%.

Решение было принято ритейлерами по рекомендации ФАС, сообщила служба. В прошлом году представителей торговых сетей вызывали на совещания, по итогам которых им рекомендовали добровольно ограничить цены.

Источники Forbes, знакомые с деталями этих встреч, рассказывали, что совещания носили «нравственно-политический характер», а в случае отказа ритейлерам грозили принять закон, который ограничит наценку на продовольствие уже официально.

Представители торговых сетей негодовали и предупреждали, что снизив цены в одном сегменте расплачиваться придется повышением в другом. «Регулирование ценообразования — это пагубная история для торговли в целом, поскольку когда ты фиксируешь минимальные наценки на какую-либо продукцию, то ее нужно компенсировать в чем-то другом», — говорил представитель крупного ритейлера.

Но сопротивляться давлению чиновников, которым президент поручил замедлить инфляцию до 4% в 2022 году, представители торговых компаний, очевидно, не смогли. Одновременно с вызовом на ковер ФАС провела серию рейдов в августе, выискивая признаки картельного сговора с целью повышения и удержания цен.

Наказанием за это мог быть штраф в размере 15% выручки, или 600 млрд рублей в пересчете на оборот крупнейших ритейлеров, включая X5, «Магнит», «Ленту» и «Карусель».

По данным Росстата, на конец 2021 года инфляция в России составила 8,39% — больше, чем прогнозировали ЦБ (7,4-7,9%), Минэкономразвития (5,8%) и большинство опрошенных Bloomberg экономистов (консенсус — 8,1%).

Продовольственная инфляция стала двузначной впервые за 6 лет (10,63%). За год курятина стала дороже на 26,79%, свинина — на 15,72%, говядина — на 14,93%.

Цены на гречку подскочили на 26,49%, а за два года взлетели на 78%. Мука стала дороже на 13,63% — почти столько же, сколько годом ранее (13,82%). Сахар, взлетевший в цене на 64,5% в 2020 году, подорожал еще на 12,24% в 2021-м.

Огурцы и помидоры стали дороже на скромные 3,47% и 3,97%, но в прошлом году рост цен достигал 47,47% и 26,05% соответственно.

Морковь выросла в цене на 32,7%, лук — на 16,14%; картофель — на 57,3%, а капуста — на 139,14%.

Источник — Финанз.ру

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *