Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

«Старик, уходи!» Протесты в Казахстане показали, что бывает, если поднять населению цены на газ в 2 раза

Протесты в Казахстане

Массовые протесты вспыхнули в крупнейших городах Казахстана на фоне решения властей отменить ограничения цен на сжиженный нефтяной газ, из-за чего его стоимость с 1 января взлетела вдвое — с 60 до 120 тенге за литр, сообщает Финанз.ру.

Выступления с участием нескольких тысяч человек начались в воскресенье, 2 января, в Жанаозене — нефтяном моногороде на западе Мангистауской области, а спустя день распространились на областной центр Мангистау, Актау и рабочий городок нефтедобывающей компании «Тенгизшевройл».

Как сообщает КазТАГ, работники месторождения Тенгиз в Атырауской области начали забастовку. К ним присоединились нефтяники месторождений Каламкас и Каражанбас.

Министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев заявил, что возможности снизить цену на газ нет:

«Когда себестоимость производства газа составляет 100 тенге, и это больше, чем желаемые 50-60, то у нас есть два варианта: мы или будем сидеть в постоянном дефиците и наши заводы в какой-то момент просто остановятся, или будут приниматься вот такие может быть не очень популярные меры».

Власти направили в Актау самолеты с военными, которые были замечены очевидцами вечером 3 января. Но уже на следующий день протесты охватили крупнейшие города по всей стране, включая Алма-Ату, Караганду и Нур-Султан, где, по словам корреспондента Reuters, силовики начали глушить интернет.

Sputnik Казахстан сообщает, что в городе ограничена работа WhatsApp и Telegram, практически отсутствует мобильный интернет. Оператор Kcell объяснил перебои со связью вмешательством «компетентных органов», а Beeline — не зависящими от компании причинами.

Эль Мюрид о причинах протестов в Казахстане

Для газовой, в общем-то, страны это странная ситуация, но у нее, по всей видимости, есть объективные предпосылки.

«Пандемия» поставила экономики разных стран в очевидно тяжелое (а для не имеющих резервов устойчивости — и в катастрофическое) положение. Логичный вопрос: а зачем вы участвуете в этой откровенно фейковой истории, не принимается. Слабые страны вынуждены играть в «новую нормальность» просто потому что они слабые. По сути, они в подобных вопросах находятся под жестким внешним управлением, где шаг вправо-влево может вызвать крайне тяжелые последствия. Как для самой страны, так и для ее компрадорских (а других там не бывает) элит. В общем, вопрос: принимать участие в борьбе с «пандемией» или нет, в таких странах не стоит и стоять не может.

Поэтому и экономические потери. А так как история длится уже два года и впереди полная неопределенность, то возникает проблема: за чей счет банкет. Кто оплатит этот праздник души и пир духа. Решение проблемы предельно очевидно: население.

Люди платят за «пандемию» дважды. Первый раз — ухудшением своего положения за счет коллапса экономики, второй раз — раскрывая кошельки для оплаты дополнительных тарифов и цен.

Понятно, что это не только казахстанская история. Но рвануло пока именно в Казахстане. Возможно, имеет место нехитрая технология, когда вначале создаются абсолютно неприемлемые условия, после чего их немного «улучшают», но все равно итоговые тарифы остаются кратно выше ранее действовавших. Где-то примерно так ситуация и развивается: повышение цены на газ с 40-60 до 120 тенге, сейчас предлагается остановиться примерно на 80-90 тенге.

В любом случае исходный вопрос о том, кто и как будет компенсировать экономическую катастрофу, остается. И проблема простым повышением цен не закроется: «пандемия» продолжается, и Казахстан не в состоянии выскочить из этого проекта самостоятельно. А значит — положение будет продолжать ухудшаться.

Обращение Токаева

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал жителей проявить благоразумие и не поддаваться на внутренние и внешние провокации.

«Призывы атаковать служебные помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это преступление, за которым может последовать наказание. Власть не падет, но нам нужен не конфликт, а взаимное доверие и диалог», — сказал президент.

По словам Токаева, сейчас на карту поставлены благополучие казахстанцев и место страны в современном мире.

«Все законные просьбы и требования с вашей стороны будут внимательно учтены, будут приняты соответствующие решения. Завтра состоится рабочее совещание по всем этим вопросам», — заключил президент.

Правительство пообещало снизить цены на газ, но бунт не прекратился

В Казахстане прошли новые столкновения между силовиками и протестующими против роста цен на сжиженный газ. Власти перебрасывают дополнительные подразделения полиции и военных. Митинги в городах Казахстана начались 1 января — после увеличения цены на топливо в два раза — до 120 тенге за литр. Власти пообещали снизить цены, но протесты это не остановило

По данным «Военного обозревателя», в столицу Нур-Султан стянуты военные

Но протестующие блокируют степные дороги, чтобы не допустить грузовики с армией в зону беспорядков.

В Алма-Ате перекрыты все основные улицы города, в то время как митингующие требуют отставки правительства, а оппозиция призвывает силовиков перейти на сторону народа.

«Знайте, что Назарбаев улетит к Путину или в Китай на своем самолете, а вы останетесь здесь. И те, кто совершал преступления против народа, понесут наказание», — написал в своем Instagram лидер незарегистрированной партии «Демократический выбор Казахстана» Мухтар Аблязов.

Силовики на площади республике в Астане начали применять светошумовые гранаты, чтобы разогнать толпу, а затем приступили в обстрелам резиновыми пулями.

Указом Токаева в Алма-Ате и Мангистауской области до 19 января введено чрезвычайное положение. Алма-Ата закрыта на въезд и выезд, установлены ограничение на свободу передвижения, запрещена продажа оружия и боеприпасов, введен особый режим оборота лекарств и алкоголя. В городе с 23.00 до 7.00 действует комендантский час.

Тревожная ночь для Путина

Происходящее в Казахстане, думаю, выглядит крайне тревожно для всех его соседей, включая и Россию, пишет независимый политаналитик Анатолий Несмиян. Некритично, но тревожно. Некритично потому, что пока режим в Астане дееспособен и держится, никакой «принцип домино» не сработает. Однако тревожно именно потому, что может и не удержаться. А вот в какую сторону начнут валиться костяшки — тут вопрос интересный. Казахстан может поджечь как среднеазиатские диктатуры, так и путинский фашистский режим. По крайней мере, вероятности резко возрастают.

Арабская весна тоже, в общем-то, начиналась не с самой неблагополучной страны. Тунис был проблемным, но уж точно не выглядел ужас-ужас. Однако именно падение Бен Али всколыхнуло весь регион. Где противоречий накопилось хоть отбавляй.

Это такой классический сюжет «слабого звена», который сегодня усугубляется еще и переходом к «новой нормальности». Регион Средней Азии и Казахстан для проекта глобальных фашистов некритичен, однако если домино начнет валиться в сторону России, она может стать слабым звеном уже для швабовского «нойе нормалитет». Тем более, что в России этот проект уже не просто трещит по швам, а буквально разваливается.

Пока режим Астаны ситуацию держит. Структурно он, конечно, сильнее любых неорганизованных протестующих, однако как поведут себя внутриэлитные группировки, и не решит ли кто-нибудь из них воспользоваться и использовать ситуацию в своих интересах.

Правила, которые действуют в ходе событий, развернувшихся в Казахстане, на самом деле очень просты. Правило номер один — не доводить ситуацию до насилия. Правило номер два — если правило номер один перестало действовать и насилие началось, то фонарики в небо, аккуратное складывание мусора в урны и раздача цветочков полиции — всё это полная и откровенная туфта, призванная свернуть протест. Как говорил герой Богомила Райнова Эмиль Боев (он же господин Никто): есть время ждать и есть время действовать. Категорически нельзя перепутать эти два времени.

Сейчас в Казахстане ключевой ресурс событий — время. Тот, кто инициировал события, обязан держать и повышать темп. Задача противной стороны — время тянуть. По сути, как только обстановка перешла от протестов к действию, время начинает играть за режим. Буквально в ближайшие сутки станет почти понятно, куда именно разворачиваются события.

Протестующие, как неорганизованная и неструктурированная сила по сравнению с властью, имеют только один шанс переломить обстановку в свою пользу — взять настолько высокий темп, что власть попросту не будет успевать реагировать. Соответственно, задача власти — размывать протест, дробить его и максимально затягивать происходящее. Ближайшие сутки должны стать критическими.

Правительство отправлено в отставку, в РК новый госсекретарь

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ об отставке правительства республики, и.о. премьера назначен первый вице-премьер Алихан Смаилов, передает РИА Новости.

«Принять отставку правительства Республики Казахстан. Временно возложить исполнение обязанностей премьер-министра Республики Казахстан на Смаилова Алихана Асхановича», — говорится в тексте указа.

Документом предписывается членам правительства продолжать исполнение своих обязанностей до утверждения нового состава кабинета.

С 25 февраля 2019 года правительство Казахстана возглавлял Аскар Мамин.

Также, согласно информации в Twitter пресс-службы президента, первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан» назначили Мурата Нуртлеу, находящегося на должности заместителя руководителя администрации Токаева.

Президент также назначил своего помощника Ерлана Карина новым государственным секретарем. Одновременно Токаев освободил от должности госсекретаря Крымбека Кушербаева, занимавшего этот пост с сентября 2019 года.

«Назначить Карина Ерлана Тынымбайулы государственным секретарем Республики Казахстан, освободив от должности помощника президента Республики Казахстан», — гласит текст указа.

Чем занимается госсекретарь в Казахстане

Согласно конституции, государственный секретарь вырабатывает для президента предложения по основным направлениям внутренней и внешней политики; представляет интересы главы государства в отношениях с парламентом и его палатами, другими государственными органами, общественными объединениями, а также в международных отношениях.

Кроме того, госсекретарь координирует деятельность по вопросам социально-гуманитарной сферы, консультативно-совещательных органов при главе государства — комиссии по вопросам противодействия коррупции, комиссии по государственным наградам, комиссии по вопросам гражданства.

Наряду с этим государственный секретарь принимает верительные грамоты от послов иностранных государств, аккредитованных в Казахстане по совместительству.

Как события в Казахстане могут повлиять на российскую политику

Прогнозы Валерия Соловья:

1. О планах транзита теперь, вероятно, придется забыть. Умирать надо в Кремле. (А больничная койка уже скоро.) 

2. Внутренняя политика: «смутьянов» нагибать еще сильнее, а народишку подбрасывать с барского стола. 

3. Украина остается основным внешнеполитическим направлением. Если режим в  Казахстане устоит,  за Украину возьмутся с особым цинизмом. 

4. Если режим в Казахстане не устоит, тогда на повестку дня может встать «возвращение южной Сибири в родную гавань». (План лежит на столе.) А Украина вздохнет свободно.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *