Россиянам не стоит ждать достойных пенсий
Трудовая книжка обязательно должна где-то лежать – вдруг для достойной пенсии стаж пригодится. Так по старинке рассуждает даже молодёжь. Но не будет у нас пенсий. Достойных, как раньше, уже не будет. Посмотрите внимательно на пенсионные выкрутасы. То придумывают распределительно-накопительную систему. То решают, что не все даты рождения под неё подходят. Теперь вообще предлагают выбор между той или другой. А в самих формулах начисления этой пенсии даже пенсионные специалисты ничего не понимают. Недавно я спросила в одном столичном отделении ПФР: что нужно для получения максимальной пенсии? Знаете, куда меня послали? К юристу!
Наличие «дыры» в Пенсионном фонде России смело можно сравнить с ипотечным кризисом в США образца 2008 года. Да, за математические огрехи американских банков расплачивался весь мир, а за промахи российских госумов пострадаем только мы сами. Но и там, и здесь экономисты не смогли найти равновесие между расходами и доходами и в результате получили бо-ольшой финансовый коллапс.
Создается ощущение, что сейчас предпринимается попытка опровергнуть известную формулу: от перестановки слагаемых сумма не меняется. Предлагаемые всевозможные формулы по подсчёту пенсий больше похожи на отложенную проблему. Мол, мы сейчас замутим тему, а в 2020 или ещё лучше – в 2030 году те, кто будет на месте главных по пенсиям, пусть расхлёбывают как-нибудь. А заботой о реальных будущих пенсионерах даже и не пахнет. Почему?
Судите сами. Предлагаемое увеличение размера отчислений на будущие пенсии ни работодателей, ни индивидуальных предпринимателей в восторг не приводит. Первые уже продумывают схемы по переходу на чёрные зарплаты. Вторые жалуются на то, что просто не с чего наращивать пенсионные взносы.
Надежда на то, что все предприятия последуют примеру «Газпрома» и начнут выплачивать своим экс-сотрудникам производственную пенсию, больше похожа даже не на утопию, а на детскую фантазию. Но именно за неё, как утопающий за соломинку, сейчас и ухватились наши чиновники.
Когда знакомые в возрасте 30–40 лет меня спрашивают, что я думаю о будущей пенсии, первое, что говорю с уверенностью – пенсионный возраст не минует повышения. Не зря народ стали готовить к этой мысли задолго до реальных шагов в этом направлении. И как благо воспримется тот факт, что поднимут его не резко, а на месяц ежегодно в течение 20 лет.
Второе. Исходя из шараханий чиновников по периметру пенсионных стратегий, смело можно сделать вывод, что в будущем нельзя надеяться только на одну универсальную пенсионную программу от государства, как было раньше. Пенсионных стратегий будет много. И пора привыкать к мысли о том, что каждому из нас придётся самостоятельно пытаться найти выгоду там, где её в принципе быть не может.
Третье. Государство не решится полностью отказаться от участия в судьбе будущих пенсионеров. Но много денег на это не выделит. Скорее, под прикрытием западного опыта будут продолжать намекать на то, что пришла пора заботиться о себе самим.
Здесь чиновники, меря финансовое благополучие народа собственными мерками, пришли к выводу, что мы с вами всё-таки сможем в старости жить безбедно. Для этого «всего лишь» достаточно отложить деньжат, купить квартирку для сдачи в аренду, а ещё лучше (как сказал один из разработчиков Стратегии-2020) «удачно выйти замуж, а мужчинам найти богатых жён».
Самое возмутительное, что чиновники и прикормленные ими экономисты на полном серьёзе говорят о том, что пенсионеры очень хотят работать. Может, и так. Но исключительно из-за нехватки денег и общения. А не потому, что у них производственный зуд. Поэтому превращать сей факт в обязаловку – это цинизм. Причём не прикрытый трудовым законодательством. Ведь к повышению пенсионного возраста никто не обещал приложить защиту со стороны закона. А кто, скажите, из работодателей променяет энергичного покладистого сотрудника на 59-летнего несговорчивого почти пенсионера? Да и рынок зарплат пойдёт под откос. Пожилые начнут, как гастарбайтеры, соглашаться на копейки. В общем, наломает дров наше государство…
А уж о проблеме обеспечения пожилых людей медицинским уходом и лекарствами в будущем даже говорить вслух боятся. Никто не обсуждает. Потому что идей нет!
Значит, нет надежды на то, что, выйдя на пенсию, мы с вами переймём опыт западных бабуль и начнём-таки путешествовать по миру? Есть. Но для её воплощения всё равно нужна помощь государства. Во-первых, оно должно, наконец, чётко сказать – здесь на меня рассчитывайте, а вот здесь – увы. Во-вторых, пора перестать перекладывать из одного кармана в другой: сейчас мы у вас откусим от зарплаты, а потом (если доживёте) вернём. Пора уже из пенсионных средств граждан сделать цивилизованный источник инвестиций. Тогда деньги перестанут быть пищей для инфляции и мошенников и начнут приносить прибыль.
Главное, чтобы верх не взяла идея о том, что на пенсию можно уходить лишь с 95 лет. Именно эту загробную цифру называют те, кто предлагает оставить пенсионную систему в нынешнем виде. Тогда честнее будет объявить о полной отмене пенсий – крутитесь, как можете, господа!
Виктория Никитина, АиФ