Дефицит: из России так активно вывозили уголь в Китай, что жителям Алтайского края оказалось нечем топить

Следователи в Алтайском крае начали проверку информации о дефиците угля в Локтевском районе региона, из-за которого жители вынуждены незаконно рубить деревья, сообщает пресс-служба регионального следственного управления СК РФ во вторник.
Проблемы с поставками угля испытывают жители нескольких районов Алтайского края в течение двух месяцев. По данным властей, сбои в поставках произошли из-за резкого подорожания топлива, которое завозят из Кемеровской области, и его дефицитом в связи с большим объемом экспортных поставок.
«В СМИ и соцсетях распространено сообщение о том, что жители Локтевского района не могут отапливать свои дома в связи с перебоями поставок угля. С наступлением холодного времени года граждане вынуждены незаконно рубить древесину, чтобы не замерзнуть в своих домах.
Кроме того, выросшие цены на топливо не позволяют социально незащищенной категории граждан его приобрести. По данному сообщению зарегистрирован материал доследственной проверки», — говорится в сообщении.
Отмечается, что следователи намерены дать оценку сотрудникам администрации района на предмет халатного отношения к своим должностным обязанностям.
Ранее в региональном Минстрое и ЖКХ ТАСС сообщили, что проблемы с поставками угля возникли из-за резкого его подорожания в Кемеровской области — в среднем на 60%, пишет ТАСС. Также на 50-60% выросла стоимость доставки топлива железнодорожным транспортом. По данным министерства, также присутствует реальный дефицит угля на рынке в связи с тем, что большая его часть отправляется на экспорт.
В минувшую пятницу председатель комитета регионального парламента по строительству, ЖКХ, транспорту и связи Игорь Панарин сообщил, что перебои с углем были зафиксированы в семи районах региона. По словам Панарина, везде, кроме Локтевского района, проблему удалось решить.
Уголь ушел в Китай
29 ноября вице-премьер Александр Новак выступил с докладом на третьем Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме. Он рассказал о двустороннем сотрудничестве России и Китая в отраслях энергетики, перспективах развития российского ТЭК и привлечении иностранных инвестиций в отрасль.
Новак ответил рост поставок угля в Китай:
«За первые девять месяцев 2021 года поставки российского угля в КНР уже превысили 42 млн т, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 65%».
Сотрудничество России и КНР в ТЭК за последнее десятилетие успешно развивается и вышло на беспрецедентно высокий уровень благодаря совместным усилиям лидеров стран, сказал Новак. Жаль только, что интересы населения при этом никто не учел.
Вслед за Алтайским краем, где под угрозой замерзнуть в домах остались жители двух районов, о проблемах с угольным снабжением заявили власти Омской области.
На фоне резкого роста цен на уголь поставщики начали массово отказываться от исполнения контрактов, заявил в четверг ТАСС замглавы регионального министерства энергетики и ЖКХ Сергей Цуканов.
По его словам, 11 муниципальных районов Омской области проинформировали о рисках поддержания нормативного запаса угля в отопительный период.
«По текущей ситуации на внутреннем рынке, связанной с ростом стоимости угля и отказом поставщиков от исполнения контрактов, направлены письма в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области, прокуратуру, Министерство строительства РФ и Министерство энергетики РФ», — сообщил Цуканов.
В пресс-службе омского Минэнерго подтвердили проблемы с поставками и сообщили, что рассматривают вопрос о выделение средств из резервного фонда региона на закупку топлива.
Вслед за Алтайским краем и Омской областью без угля осталась республика Коми.
Дефицит вагонов, которые в приоритетном порядке выделяются для вывоза сырья в Азию, привел к угрозе срыва отопительного сезона в республике Коми.
Как сообщает РБК, проблемы возникли у «Коми тепловой компании» — поставщика теплоснабжения для региона с населением 813 тысяч человек.
РЖД винят в происходящем вагонных операторов. 4 декабря замгендиректора РЖД Алексей Шило обратился с письмом к директору Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину, в котором заявил о «систематических» фактах необеспечения вагонами перевозок социально значимых грузов. Среди них — уголь для котельных, а также удобрения и стройматериалы.
Дефицит вагонов в стране наблюдается с весны 2021 года, констатирует генидиректор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Его причины — это активный вывоз сырья в Китай, которому отдан приоритет по отношению к внутренними перевозкам, а также проблемы с диспетчеризацией внутри самой РЖД.
Быстрого решения проблемы ждать не стоит, уверен Бурмистров: «Учитывая высокий спрос на российский уголь на экспортных рынках и сохранение проблем с диспетчеризацией, дефицит полувагонов сохранится как минимум до второй половины 2022 года».