Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Денег на подорожавшие новые машины нет: авторынок РФ обвалился в октябре на 18%

Кризис и продажи автомобилей

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре продажи новых авто в стране рухнули на 18,1% в годовом выражении, до 126,2 тысячи машин.

Спад продаж фиксируется четвертый месяц подряд и идет фронтально, затрагивая как отечественные, так и иностранные марки. «Автоваз» в октябре, по данным АЕБ, продал на 31% меньше машин, чем в тот же месяц 2020-го.

Продажи Kia, второго по объему поставщика в России, обвалились на 24%. Hyundai зафиксировала сокращение на 15%, а Renault — на 36%.

«Предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок», — говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Российские потребители, травмированные хроническим спадом реальных располагаемых доходов, отказываются от покупок новых авто по мере того, как ценники в салонах забираются все выше.

По данным Росстата, на 1 ноября иномарки в среднем подорожали на 14,13% год к году, а отечественные машины — на 16,31%. Лишь дважды за 20 лет доступной статистики рост цен на авто был выше: в кризисном 2015 году (до 19,3%) и в 2002-м (16,9%).

Рынок автокредитования также находится на грани потенциального кризиса, считает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. На заемные деньги покупается больше 60% автомобилей: в сентября россияне оформили 75,6 тысячи ссуд на общую сумму 87,6 млрд рублей.

Средний размер автокредита бьет исторические рекорды и к началу октября прибизился к 1,2 миллиона рублей. Банки как могут сдерживают охлаждение спроса и пытаются стимулировать продажи: например, средний срок займа вырос за год с 52 до 61 месяца.

Но рынок автокредитования развивается исключительно за счёт внутрибанковских факторов: средняя сумма, срок, ставка, повышение долговой нагрузки потребителей, перечисляет Лагуткин:

«Влияние этих факторов может быть нивелировано одномоментно, после чего рынок может ожидать стагнация, глубина которой вряд ли будет зависеть от кредиторов. Быстрый перелом негативной тенденции может произойти, наверное, исключительно за счёт вмешательства государства в виде каких-либо мер стимулирования».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *