Россия потеряла 25% креативного бизнеса за пять лет: пандемия добила pr-aгентства, фотографов, музыкантов и архитекторов

Обвал малого бизнеса

Процесс вымирания, начавшийся в 2016 году, привел к ликвидации каждого четвертого творческого бизнеса в стране, следует из подсчетов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

В 2016 году закрылись 9,7 тысячи организаций креативных индустрий, в 2017-м — 3,7 тысячи, в 2018-м — 11 тысяч, в 2019-м — 19,5 тысячи, в 2020-м — более 20 тысяч.

«Данное падение имеет под собой ряд фундаментальных причин, в их числе: отсутствие роста благосостояния населения, слабая доступность финансов, недостаточный инновационный потенциал, дефицит реальных примеров бизнес-успеха», — отмечают эксперты ВШЭ.

За пять лет в России прекратили существование 27% организаций, занимавшихся рекламой и пиаром, 21% компаний звукозаписи, каждый третий бизнес по телерадиовещанию.

Экономика потеряла 30% бизнеса в секторе «кино и анимации», 14% архитектурных бюро. Максимальный спад наблюдался в сферах фотографии (-73,4%), ювелирного дела (-51,1%) и издательской деятельности (-41,6%).

Пандемию креативный сектор пережил «хуже, российская экономика в целом, для которой рекорд по убыли организаций пришелся на 2019 год», говорится в исследовании.

За 2020 год закрылись 7,6 тысячи организаций в сфере рекламы и пиара (-18,1%), 4,2 тысячи — в сфере видеоигр (-6,8%), 2,6 тысячи в сфере архитектуры (-11,3%), 1,2 тысячи — в секторе издательской деятельности (-11,4%).

Сектор фотографии потерял каждый пятый бизнес (-22,5%), ювелирное дело — каждый шестой (-16,6%).

Занятость в креативных секторах при этом выросла — с 3,9 миллиона человек в 2017 году до 4,8 миллиона по итогам прошлого.

«Драйвером роста выступают не столько сами креативные индустрии, сколько другие секторы (промышленность, торговля, профессиональные услуги), формирующие спрос на работников творческих профессий (данные отрасли обеспечили примерно 70% роста за рассматриваемый период)», — говорится в исследовании.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *