«Газпром» начал поставки газа в Венгрию в обход Украины, из бюджета пропала нефть, а керосин – подорожал
«Газпром» с 1 октября начал поставлять газ в Венгрию по долгосрочному контракту, заключенному 27 сентября, через газопровод «Балканский поток» (продолжение «Турецкого потока») и трубопроводы Юго-Восточной Европы. Как сообщал ранее холдинг, всего было заключено два контракта, суммарный объем по ним — до 4,5 млрд куб. м в год, срок действия каждого из контрактов составляет 15 лет.
В 2020 году «Газпром» поставил в Венгрию 8,6 млрд куб. м газа. Это второй по величине показатель за последние 12 лет.
В преддверии заключения договора Киев заявил о разочаровании фактом подписания контракта и пообещал обратиться в Еврокомиссию (ЕК) для предоставления оценки соответствия этого соглашения европейскому законодательству в области энергетики. В ЕК, в свою очередь, сообщили, что изучают возможные последствия нового долгосрочного контракта Венгрии и российской компании «Газпром» на поставку газа в страну.
Ранее генеральный директор компании «Оператор ГТС Украина» Сергей Макогон говорил, что Киев опасается значительного сокращения или полной остановки транзита газа в Венгрию через Украину на фоне подписанного между Будапештом и «Газпромом» долгосрочного газового контракта в обход Украины.
Из бюджета России пропали десятки миллионов тонн нефти
Подготовка федерального бюджета на 2022-24 гг обернулась расхождениями между министерствами российского правительства, которые заложили в проектировки противоположные оценки по ключевому для экономики параметру — объемам добычи сырой нефти.
В 2021 году, по оценке Минэкономразвития, в России будет добыто 516,8 миллиона тонн «черного золота» — всего на 0,7% больше, чем годом ранее, и на 8% меньше, чем до начала пандемии (в 2019 году).
По мере того как страны ОПЕК+ снимают ограничения на производство, увеличивая индивидуальные квоты стран-участниц сделки, добыча нефти в России начнет бурно расти, полагает МЭР.
В прогноз социально-экономического развития, на основе которого должен верстаться бюджет, ведомство заложило рост добычи до 555,9 млн тонн в 2022 году, 562,8 млн тонн — в 2023-м, а затем небольшое снижение до 557,6 млн тонн — в 2024-м.
Иными словами, МЭР ожидает, что Россия полностью восстановит утраченные мощности по добыче и снова начнет качать нефть в объемах рекордных с последних лет СССР.
Но из проекта бюджета, подготовленного Минфином, десятки миллионов тонн нефти неожиданно исчезают.
Так, в разделе, посвященном сбору НДПИ, в 2022 году ведомство ждет добычу на уровне 524,85 млн тонн, то есть на 31,05 миллион тонн, меньше, чем МЭР.
Более того, с 2023 года Минфин закладывает не рост добычи, а ее снижение, до 519,84 млн тонн, что на 42,96 млн тонн меньше, чем прогнозирует МЭР.
Бюджет-2024 Минфин сверстал исходя из 514,75 млн тонн добытой нефти — на 42,85 млн тонн меньше, чем в прогнозе у ведомства Максима Решетникова.
Суммарно за три года разница составляет 116,85 млн тонн — то есть примерно пятую часть годовой добычи стоимостью около 57 млрд долларов по текущим ценам (75 долларов за баррель Urals).
Что касается цен на нефть, то в бюджет заложено их снижение — до 62,2 доллара за баррель в следующем году, 58,4 доллара в 2023-м и 55,7 доллара в 2024-м. В таких условиях, по расчетам Минфина, казна сможет собрать 9,542 трлн рублей нефтегазовых налогов в следующем году. Затем начнется спад до 9,194 трлн рублей в 2023-м и 8,564 трлн в 2024-м. Из этой суммы более четверти правительство направит на пополнение ФНБ — 3,397 трлн рублей в 2022 году, 2,71 трлн в 2023-м, 2,096 трлн в 2024-м. В результате размер фонда через три года должен приблизиться к отметке 20 триллионов рублей.
В России взлетели цены на авиакеросин: билеты могут подорожать на 12-15%
Беда на рынке бензина, где оптовые цены взлетели на 20-30% с начала года, пришла в Россию не одна. Вслед за моторным топливом на бирже стремительно дорожает авиакеросин, разрывая балансы авиаперевозчиков, не успевших оправиться от катастрофического 2020 года.
На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость топлива для реактивных двигателей в пятницу второй день подряд установила исторический рекорд — 53,285 тысячи рублей за тонну.
За день керосин подорожал на 0,73%, с начала недели — на 4%, а с начала года — на 34%.
Текущие цены на авиатопливо на 15% превышают значения докризисного 2019 года, хотя объемы перевозок у компаний остаются меньше на 18% — 71 млн пассажиров, по данным за январь-август.
Ситуация «жуткая», говорит совладелица и председатель совета директоров S7 Group Татьяна Филева: «Раньше мы грузили сильно меньше 40 тысяч рублей за тонну, а сейчас — почти под 50».
Новый удар по перевозчикам пришелся на низкий сезон: в четвертом квартале спрос на перелеты традиционно падает, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Со стоимостью авиакеросина у нас примерно того же характера проблемы, что и с регулярным подорожанием бензина, — рассуждает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. — Но по бензину есть хотя бы худо-бедно действующий механизм так называемого демпфера. Государство доплачивает отрасли до 2/3 разницы между высокими экспортными и удерживаемыми временами в узде внутренними ценами. От роста цены на авиакеросин перевозчики по-настоящему ничем не застрахованы, кроме периодических увещеваний производителей керосина властями».
Если авиакомпаниям не предоставят компенсаций, то начнут дорожать авиабилеты, а в среднем прибавка составит не меньше 12-15%, прогнозирует Пушкарев: «Поскольку цены на авиационное топливо уже подскочили, то быстро запихнуть этого джинна обратно в бутылку будет сложно».
Маловероятно, что в нынешней ситуации авиакомпаниям удалось бы в полной мере компенсировать рост издержек на авиационное топливо, сомневается Пантелеев: ситуация с COVID-19 не улучшается, а спрос на перелеты очень эластичен, люди просто не могут позволить себе платить больше.
«По итогам четвертого квартала собственникам авиакомпаний будет грустно смотреть на бухгалтерскую отчётность», — говорит эксперт.
Покупательная способность на рынке — низкая, подтверждает Филева: «Никто переплачивать ни за что не готов». В связи с этим сохраняются риски банкротства авиакомпаний, так как перевозки в целом убыточны, говорит Пантелеев, оговариваясь, впрочем, что громких потрясений не предвидится: «Крупные перевозчики либо имеют достаточный запас ликвидности, либо могут рассчитывать на поддержку акционеров».
Utair, к примеру, привлекла крупный кредит, а «Якутию» не бросает в беде республиканское правительство.
Источники — ТАСС, Финанз.ру, Российская газета