«Газпром» начал поставки газа в Венгрию в обход Украины, из бюджета пропала нефть, а керосин – подорожал

Российский нефтегаз

«Газпром» с 1 октября начал поставлять газ в Венгрию по долгосрочному контракту, заключенному 27 сентября, через газопровод «Балканский поток» (продолжение «Турецкого потока») и трубопроводы Юго-Восточной Европы. Как сообщал ранее холдинг, всего было заключено два контракта, суммарный объем по ним — до 4,5 млрд куб. м в год, срок действия каждого из контрактов составляет 15 лет.

В 2020 году «Газпром» поставил в Венгрию 8,6 млрд куб. м газа. Это второй по величине показатель за последние 12 лет.

В преддверии заключения договора Киев заявил о разочаровании фактом подписания контракта и пообещал обратиться в Еврокомиссию (ЕК) для предоставления оценки соответствия этого соглашения европейскому законодательству в области энергетики. В ЕК, в свою очередь, сообщили, что изучают возможные последствия нового долгосрочного контракта Венгрии и российской компании «Газпром» на поставку газа в страну.

Ранее генеральный директор компании «Оператор ГТС Украина» Сергей Макогон говорил, что Киев опасается значительного сокращения или полной остановки транзита газа в Венгрию через Украину на фоне подписанного между Будапештом и «Газпромом» долгосрочного газового контракта в обход Украины.

Из бюджета России пропали десятки миллионов тонн нефти

Подготовка федерального бюджета на 2022-24 гг обернулась расхождениями между министерствами российского правительства, которые заложили в проектировки противоположные оценки по ключевому для экономики параметру — объемам добычи сырой нефти.

В 2021 году, по оценке Минэкономразвития, в России будет добыто 516,8 миллиона тонн «черного золота» — всего на 0,7% больше, чем годом ранее, и на 8% меньше, чем до начала пандемии (в 2019 году).

По мере того как страны ОПЕК+ снимают ограничения на производство, увеличивая индивидуальные квоты стран-участниц сделки, добыча нефти в России начнет бурно расти, полагает МЭР.

В прогноз социально-экономического развития, на основе которого должен верстаться бюджет, ведомство заложило рост добычи до 555,9 млн тонн в 2022 году, 562,8 млн тонн — в 2023-м, а затем небольшое снижение до 557,6 млн тонн — в 2024-м.

Иными словами, МЭР ожидает, что Россия полностью восстановит утраченные мощности по добыче и снова начнет качать нефть в объемах рекордных с последних лет СССР.

Из бюджета России пропали десятки миллионов тонн нефти

Но из проекта бюджета, подготовленного Минфином, десятки миллионов тонн нефти неожиданно исчезают.

Так, в разделе, посвященном сбору НДПИ, в 2022 году ведомство ждет добычу на уровне 524,85 млн тонн, то есть на 31,05 миллион тонн, меньше, чем МЭР.

Более того, с 2023 года Минфин закладывает не рост добычи, а ее снижение, до 519,84 млн тонн, что на 42,96 млн тонн меньше, чем прогнозирует МЭР.

Бюджет-2024 Минфин сверстал исходя из 514,75 млн тонн добытой нефти — на 42,85 млн тонн меньше, чем в прогнозе у ведомства Максима Решетникова.

Суммарно за три года разница составляет 116,85 млн тонн — то есть примерно пятую часть годовой добычи стоимостью около 57 млрд долларов по текущим ценам (75 долларов за баррель Urals).

Суммарно за три года разница составляет 116,85 млн тонн

Что касается цен на нефть, то в бюджет заложено их снижение — до 62,2 доллара за баррель в следующем году, 58,4 доллара в 2023-м и 55,7 доллара в 2024-м. В таких условиях, по расчетам Минфина, казна сможет собрать 9,542 трлн рублей нефтегазовых налогов в следующем году. Затем начнется спад до 9,194 трлн рублей в 2023-м и 8,564 трлн в 2024-м. Из этой суммы более четверти правительство направит на пополнение ФНБ — 3,397 трлн рублей в 2022 году, 2,71 трлн в 2023-м, 2,096 трлн в 2024-м. В результате размер фонда через три года должен приблизиться к отметке 20 триллионов рублей.

В России взлетели цены на авиакеросин: билеты могут подорожать на 12-15%

Беда на рынке бензина, где оптовые цены взлетели на 20-30% с начала года, пришла в Россию не одна. Вслед за моторным топливом на бирже стремительно дорожает авиакеросин, разрывая балансы авиаперевозчиков, не успевших оправиться от катастрофического 2020 года.

На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость топлива для реактивных двигателей в пятницу второй день подряд установила исторический рекорд — 53,285 тысячи рублей за тонну.

За день керосин подорожал на 0,73%, с начала недели — на 4%, а с начала года — на 34%.

Текущие цены на авиатопливо на 15% превышают значения докризисного 2019 года, хотя объемы перевозок у компаний остаются меньше на 18% — 71 млн пассажиров, по данным за январь-август.

Ситуация «жуткая», говорит совладелица и председатель совета директоров S7 Group Татьяна Филева: «Раньше мы грузили сильно меньше 40 тысяч рублей за тонну, а сейчас — почти под 50».

Новый удар по перевозчикам пришелся на низкий сезон: в четвертом квартале спрос на перелеты традиционно падает, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Со стоимостью авиакеросина у нас примерно того же характера проблемы, что и с регулярным подорожанием бензина, — рассуждает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. — Но по бензину есть хотя бы худо-бедно действующий механизм так называемого демпфера. Государство доплачивает отрасли до 2/3 разницы между высокими экспортными и удерживаемыми временами в узде внутренними ценами. От роста цены на авиакеросин перевозчики по-настоящему ничем не застрахованы, кроме периодических увещеваний производителей керосина властями».

Если авиакомпаниям не предоставят компенсаций, то начнут дорожать авиабилеты, а в среднем прибавка составит не меньше 12-15%, прогнозирует Пушкарев: «Поскольку цены на авиационное топливо уже подскочили, то быстро запихнуть этого джинна обратно в бутылку будет сложно».

Маловероятно, что в нынешней ситуации авиакомпаниям удалось бы в полной мере компенсировать рост издержек на авиационное топливо, сомневается Пантелеев: ситуация с COVID-19 не улучшается, а спрос на перелеты очень эластичен, люди просто не могут позволить себе платить больше.

  «По итогам четвертого квартала собственникам авиакомпаний будет грустно смотреть на бухгалтерскую отчётность», — говорит эксперт.

Покупательная способность на рынке — низкая, подтверждает Филева: «Никто переплачивать ни за что не готов». В связи с этим сохраняются риски банкротства авиакомпаний, так как перевозки в целом убыточны, говорит Пантелеев, оговариваясь, впрочем, что громких потрясений не предвидится: «Крупные перевозчики либо имеют достаточный запас ликвидности, либо могут рассчитывать на поддержку акционеров».

Utair, к примеру, привлекла крупный кредит, а «Якутию» не бросает в беде республиканское правительство.

Источники — ТАСС, Финанз.ру, Российская газета

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *