Глобальный долг подошел к отметке 300 трлн долларов
Показатель глобального долга во втором квартале 2021 года вырос до нового рекордно высокого уровня, приблизившись к отметке $300 триллионов. В то же время соотношение долга к ВВП впервые с начала пандемии сократилось, пишет Рейтер со ссылкой на Институт международных финансов (IFF).
«Общий уровень глобального долга, включая долги правительств, домохозяйств, корпораций и банков вырос на $4,8 триллиона в конце июня, достигнув $296 триллионов, после незначительного снижения в первом квартале», — отмечается в сообщении.
По данным IFF, глобальный долг увеличился на $36 трлн по сравнению с ситуацией до пандемии. А самым высоким было увеличение уровня долга среди стран с развивающимися экономиками.
«Если займы будут продолжаться и дальше такими темпами, мы ожидаем, что глобальный долг превысит $300 триллионов», — отметил директор по устойчивому развитию IIF Эмре Тифтик.
Долг как доля валового внутреннего продукта снизился примерно до 353% во втором квартале с рекордного уровня в 362% за первые три месяца этого года.
Комментирует заведующий кафедрой финансовых рынков РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов:
«Рост общемирового долга как ни один другой фактор вскрывает всю сущность современной мировой экономики. Печатаем деньги на центробанковских станках в три смены, а в итоге растет долг. Многим покажется это парадоксом. Ведь деньги эмитируют для того, чтобы решить проблему экономического кризиса, связанного с долговыми проблемами. Мировые денежные регуляторы используют «свежие» деньги для выкупа долга и снижения влияния долговых диспропорций. Но нашла коса на камень. Современная мировая экономика — экономика долга. Если ты богат, то значит, у тебя масса долгов. Однако в обратную сторону это правило не работает. Если у тебя масса долгов, то это еще не значит, что ты богат.
У человека, не искушенного в финансах, подобные сентенции могут вызвать «инфаркт мозга», а у финансистов — это рутинное осложнение «Вашингтонского консенсуса». Долг составляет 353% мирового ВВП. Это от объема мировой экономики, а не прибыли от экономической деятельности в мире. Уже сама возможность обслуживать, то есть возможность выплачивать проценты по долговым обязательствам, ставится под сомнение, если ставки мегарегуляторов «отожмутся» от нуля или около этого уровня, который мы наблюдаем в ведущих мировых экономиках. Как говорил Жванецкий: «Что вы воруете с убытков — воруйте с прибылей!» Но весь мир продолжает «воровать» перспективы будущих поколений с убытков, а не с прибылей».