ПТУ вместо МГУ: мониторинг неравенства
Низкий уровень жизни и отсутствие свободных средств в семейном бюджете вынуждают значительную часть выпускников 9-х и 11-х классов школ продолжить обучение в системе среднего профессионального образования (СПО) — чтобы как можно быстрее устроиться работать. К таким выводам пришли эксперты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС. Результаты их исследования опубликованы в июльском экономическом мониторинге РАНХиГС и Института Гайдара.
Ежегодный прирост поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена в СПО увеличивается год от года. Рост интереса эксперты объясняют стагнацией реальных доходов населения. По их прогнозу, в ближайшие несколько лет на такие программы будет поступать не менее 45 тыс. человек в год.
Выводы подтверждает опрос молодежи, проведенных ЦЭНО в нескольких регионах. Социологи выбрали три области, относящиеся к разным группам рейтинга регионов по доходам в 2020 году: Свердловскую (11-е место в рейтинге, первая группа), Самарскую (31-е место, вторая группа) и Волгоградскую (60-е место, третья группа). Опрашивалась работающая молодежь 22–35 лет со средним профессиональным образованием.
Оказалось, что ограничения выбора дальнейшего образования затрагивают молодых людей без достаточных средств на подготовку к ЕГЭ и получение высоких баллов для обучения на бюджетной основе в вузе. Многим приходится выбирать обучение в СПО в «домашнем» регионе и в отсутствие возможностей для переезда. Наибольшее влияние на выбор СПО имеет стремление к раннему выходу на рынок труда, к успешному трудоустройству, высокой зарплате и престижной профессии или специальности, пишет о результатах исследования газета «Коммерсантъ».
Ожидая дальнейшего роста спроса на услуги СПО, авторы исследования предлагают увеличить число мест для учебы на договорной основе по востребованным профессиям и увеличить финансирование программ, чтобы дать обучающимся возможность овладеть смежной специальностью и повысить их шансы на трудоустройство (особенно в регионах с низким уровнем доходов).
Комментирует экономист Никита Кричевский:
Все большее число стран движутся в направлении всеобщего высшего образования. В России обратная тенденция: число поступивших в вузы год от года снижается, а количество студентов колледжей (ПТУ) – растет.
Причина, прежде всего, в том, что материальное положение семей ухудшается, и они не могут позволить себе обучение детей в вузах. О бюджетных местах никто не помышляет.
Знаете, что предлагают «специалисты» РАНХиГС и Института Гайдара? Нет, не увеличить количество бюджетных мест в вузах, ввести потолок платы в зависимости от региональных критериев или доходов семьи и не выплачивать образовательные субсидии (развивать студенческое кредитование).
Они предлагают «увеличить число мест на договорной основе по востребованным профессиям». То есть, расширить платные образовательные услуги еще и в ПТУ. Бабло побеждает все.
Тут Байден заявил, что главная проблема экономики Путина – ядерная бомба (молот) и нефть (наковальня). Нет, господин Байден, главная проблема экономики Путина – обилие средств и отсутствие современной бюджетной образовательной системы.