К началу 2030-х продавать нефть может оказаться некому – Леонид Федун

Нефтяная компания Лукойл

Ужесточение европейской политики в отношении использования углеродного топлива кардинально изменит рынок нефти и отразится на экспортном потенциале России. Такое мнение журналистам высказал вице-президент по стратегическому развитию «Лукойла» Леонид Федун.

Комментируя введение углеродного налога в ЕС, он признал, что пока нефтяники могут вздохнуть спокойно, так как новый налог коснется в основном производителей металлургической продукции и удобрений.

«Но нехорошая новость заключается в том, что через 10 лет европейский энергетический рынок в том виде, в котором он сейчас существует, начнет исчезать. То есть поставленные задачи к 2035 году выйти на нулевые выбросы от автотранспорта, резко сократить выбросы по самолетам и судам приведут к тому, что Европа не будет импортировать то количество нефти, дизельного топлива и бензина, которые в настоящий момент она импортирует», — считает он. По его мнению, «фактически российским компаниям придется искать новые рынки сбыта, понимая, что Европа постепенно начнет сжиматься». По данным Eurostat, в 2019 году Россия поставляла в Европу почти 27% всей потребляемой там нефти. В 2011 году этот показатель составлял 35%.

«Поэтому у России есть примерно 10 лет на перестройку своих экспортных энергетических потоков, которую уже необходимо сделать сейчас», — уверен он. При этом основным рынком, куда придется переориентировать поставки нефти, будет Азия, считает Федун.

«В первую очередь Азия. Сегодня Азия работает в другом направлении. Если Европа сокращает, например, потребление угля, то там наоборот растет. Такие страны, как Индонезия, Пакистан, Индия, Вьетнам, Малайзия», — рассуждал он. В то же время, Федун напомнил, что Китай, второй по величине крупнейший потребитель нефти в мире, также планирует сократить выбросы СО2. «Зная китайцев, которые очень последовательно занимаются этой программой, мы тоже должны это понимать, потому что где-то 2030 года они, скорее всего, тоже ведут карбоновый налог на поставщиков топлива», — предположил он.

Федун напомнил, что в Европе в 2020 году каждый пятый проданный автомобиль был на гибридном двигателе. «Дальше этот процесс будет расширяться, поскольку очень жесткие стандарты вводятся по выбросам — если не ошибаюсь, 47 грамм на 100 км, это практически запретительная мера, это полтора-два литра расхода всего на 100 км, что невозможно», — отметил он.

Европейская политика по вытеснению углеродного топлива приведет к росту потребления водородного аналога. «Будет создаваться система водородных заправок, Еврокомиссия будет тратить, если я не ошибаюсь, сотни миллиардов евро на такую систему. И в перспективе похоже, что именно водород начнет вытеснять топливо в больших масштабах», — спрогнозировал он.

Высказался Федун и о росте цен на бензин

Стоимость бензина в России зависит от курса рубля, а потому может снизиться только при укреплении национальной валюты.

«Если, условно говоря, евро будет стоить тоже 20 или 30 рублей, даже если будет стоить 50, тогда бензин будет по 20 рублей», — предположил он. При этом Федун отметил, что в России валютный курс «работает только в сторону повышения».

«То же самое, как у нас научились работать со ставками, так сказать базовая ставка, только в повышение, не понимая, что повышение ставки тут же обременяет всех людей, которые взяли ипотеку, заставляя их платить все больше и больше, а эти выплаты на ипотеку гораздо выше, чем все те социальные льготы, которые добавляются. Вот об этом пока никто не думает. Пока доминанта — это забота ЦБ о ликвидности подопечных ему банков, в первую очередь государственных», — заключил Федун.

По данным Росстата, с начала года бензин в России подорожал на 4,7%.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *