Таяние вечной мерзлоты ударило по бюджету РФ на 2,3 миллиарда долларов в год
Таяние вечной мерзлоты в арктических регионах уже привело к повреждениям – зафиксированы многочисленные прогибы шоссе и проседание домов. Новое исследование, проведенное на севере Аляски, помогает объяснить, почему повышение температуры особенно сильно сказывается на дорогах, аэропортах и другой инфраструктуре.
Исследователи отслеживали температуру и таяние возле залива Прудхо-Бэй на Северном склоне Аляски, пишет Блумберг. Они зафиксировали, как таяние мерзлого грунта под шоссе имеет тенденцию распространяться вбок к обочине дороги, причем процесс таяния ускоряется скоплениями снега и лужами. Эти взаимодействия привели к более быстрому оттаиванию, чем в районах ненарушенной вечной мерзлоты.
Исследователи также обнаружили, что таяние в их испытательной зоне рядом с шоссе, проходящим по вечной мерзлоте, происходило в два этапа. Вслед за плавным и постепенным начальным таянием пошел ускоренный процесс, после того как потепление превысило критическую точку.
В результате на Аляске и в других районах таяния вечной мерзлоты текущие модели могут «сильно недооценивать время будущего отказа инфраструктуры Арктики», — сказано в публикации в журнале Европейского союза геонаук «Криосфера». Вероятно, это приведет к высоким затратам на замену инфраструктуры уже к середине века. Но сроки любого структурного отказа и «риск бедствий, вызванных повреждением чувствительной инфраструктуры», включая трубопроводы и хранилища топлива, еще предстоит изучить.
В Арктике теплеет в 2 раза быстрее
Температура в Арктике повышается более чем в два раза быстрее, чем в среднем в мире, и эта динамика отразилась в виде экстремальных погодных условий в местах, далеких от нее (например, Техас). По всей Арктике потепление привело к таянию слоев почвы, которые ранее оставались замороженными круглый год, что спровоцировало жилищный кризис от Аляски и Канады до России.
Несколько лет назад Россия оценила потепление в Арктике в 2,3 миллиарда долларов в год. Согласно одному исследованию 2019 года, около 18% сельских общин Аляски подвергаются высокому риску из-за деградации вечной мерзлоты.
Ученые зарегистрировали деградацию льда в вечной мерзлоте еще в 1949 году. Тем не менее инженеры большей части инфраструктуры, построенной до 1990-х годов, включая дороги, трубопроводы, аэропорты, судоходные сооружения и другие здания, построенные на вечной мерзлоте, не приняли во внимание будущее изменение климата.
Предполагалось, что вечная мерзлота под наземными постройками будет постоянной, сказал Владимир Романовский, профессор Геофизического института Университета Аляски в Фэрбенксе, один из 13-ти авторов исследования.
Чтобы смоделировать динамику таяния, исследователи во главе с Томасом Шнайдером фон Даймлингом из Центра полярных и морских исследований Института Альфреда Вегенера им. Гельмгольца в Потсдаме контролировали температуру в нескольких точках вдоль шоссе Далтон, примерно в 10 милях к югу от нефтяных месторождений Прудо-Бей, крупнейшего производителя нефти в истории США.
Поскольку ледяной состав вечной мерзлоты меняется, меняется и потенциальное воздействие таяния. По словам Романовского, в верхней части некоторые области вокруг Фэрбенкса содержат от 80% до 90% льда. Это означает, что повышение температуры может истощить большую часть поверхности под конструкциями.
Изменения в вечной мерзлоте в динамике не были линейными, что затрудняет прогнозирование деградации. Вечная мерзлота вокруг Фэрбенкса с конца 1970-х до 1990-х годов нагрелась, но более низкие температуры воздуха и увеличение количества снега в 2000-х замедлили дестабилизацию.
По словам эксперты, с середины 2010-х годов более сильная волна потепления ускорила этот процесс. «К настоящему времени практически все инженеры согласны с тем, что они должны учитывать изменение климата и связанные с ним изменения вечной мерзлоты», — сказал Романовский.
Что касается существующих структур, он говорит, что есть время для адаптации, но эти решения будут дорогими и, следовательно, будут применяться неравномерно. «Инженеры могут пойти и решить проблемы деградации вечной мерзлоты, если инфраструктура критически важна и для этого есть деньги», — сказал он. — «Но у многих местных сообществ нет денег на борьбу с этими изменениями».
Комментарий предпринимателя Олега Дерипаски:
«Жители арктических широт России, конечно, любят отшучиваться, что глобальное потепление им нипочем. Но уже сейчас потери РФ от износа инфраструктуры, напрямую связанного с потеплением в наших арктических широтах, могут обходиться российской экономике в более 2 млрд долларов в год.
Так что отсидеться в сторонке не получится. Нас глобальное потепление тоже касается, не сомневайтесь».
Тут совсем непросто. Во-первых, огромные залежи метана, если это разморозится, будет очень невесело. Второе, Якутия, где земля промёрзла на сотни метров, и неизвестно, что там.
Что было в эпоху «великого оледенения»? а вот ХЗ. Я помню на Финском заливе был на берегу Большой Камень, именно так его и называли, он просто огромный, он остался с этой эпохи оледенения, и какая сила смогла этот тысячетонный камень выкинуть на берег? как всё часто непонятно в этом мире…