Инфляция в России обновила 5-летний рекорд, надвигается рост ключевой ставки
Инфляция в России продолжает ускоряться, обновляя многолетние рекорды, пишет Финанз.ру со ссылкой на данные Росстата. По итогам июня рост потребительских цен ускорился с 6% до 6,5% и стал максимальным с 2016 года, следует из отчета ведомства, опубликованного в среду.
За месяц широкая потребительская корзина, куда входят товары от памперсов до гробов, подрожала на 0,69%, что стало рекордным показателем для июня с 2012 года.
Традиционное летнее замедление инфляции, которое приносит свежий урожай овощей, пока не материализовалось.
Свекла за месяц подорожала на 58,4%, морковь — на 37%, картофель — на 20,3%, капуста — на 14,3%. Цены на хлеб выросли на 7,9% год к году, мясо стало дороже на 11,5%, курятина — на 18,9%, рыба — на 14,2%.
В целом продукты питания на конец июня стоили на 8,67% дороже, чем год назад, что вывело продовольственную инфляцию на новый пик за 6 лет.
Не удалось утихомирить «бунт» на рынке стройматериалов, где цены взлетели на 6,75% за месяц и 19,6% с начала года на фоне вывоза древесины в масштабах, породивших острый внутренний дефицит.
Из-за ограничений на зарубежный туризм на 10,7% подскочили цены в пансионатах, отелях и домах отдыха в РФ.
С 1 июля дров в инфляционный костер подкинуло государство: на 4,3% выросли тарифы на электроэнергию, на 3,4% поднялась плата за водоотведение, на 3-3,2% — за водоснабжение.
В результате темпы роста цен за неделю с 29 июня по 5 июля удвоились — с 0,23% до 0,46%, — а годовая инфляция достигла 6,6%.
«Инфляционное давление нарастает через несколько каналов — как внешних, так и внутренних, что может ухудшить динамику инфляции как минимум до конца этого года», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Цены на импортируемые товары выросли на 15% год к году; стоимость контейнерных перевозок подскочила на 20%; мировые цены на продовольствие взлетели на 40%, чего глобальная экономика не видела в последние 6 лет.
По темпам инфляции в промышленности — 35% год к году — Россия вышла на 4-е место в мире среди крупных экономик, уступая лишь Казахстану, Турции и Бразилии.
Тем временем беднеющие люди, у которых инфляция «сжигает» доходы и сбережения, продолжают набирать потребительские кредиты (+22% год к году) и ипотеку, разгоняя цены на недвижимость (+10% с начала года).
Притормозить дальнейшее ускорение продовольственной инфляции может поступление нового урожая, говорит директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.
Но сломить общий тренд вряд ли получится: в июле инфляция выйдет на новый максимум больше 6,7%, а по итогам года «практически уверенно будет выше 6%», прогнозирует начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин.
Выборы в Думу, которые пройдут 19 сентября, могут также усилить инфляционное давление, считает Орлова: «Во-первых, правительство, вероятно, увеличит некоторые социальные расходы накануне выборов. Во-вторых, нельзя исключать, что розничные сети могут откладывать рост конечных цен накануне выборов, чтобы затем перейти к их ускоренному повышению в четвертом квартале».
Наконец, дополнительные риски создает возможное ослабление рубля во второй половине на фоне изменения риторики ФРС США, добавляет эксперт.
«Цифры по инфляции выглядят драматично»: Банки ждут сильнейшего за 7 лет повышения ставки ЦБ РФ
Участники российского межбанковского рынка продолжают готовиться к ужесточению денежно-кредитной политики, ожидая от Эльвиры Набиуллиной сильнейшего за 7 лет повышения ключевой ставки на заседании через две недели.
Денежный рынок почти полностью заложил в цены повышение ставки на 100 б. п. на заседании 23 июля, отмечают в обзоре аналитики Сбербанк CIB.
Форвардная ставка на один месяц через месяц достигла 6,3% при текущей ключевой ставке ЦБ в 5,5%. Ее повышение сразу на 1 процентный пункт, если состоится, станет первым для ЦБ с декабря 2014 года.
Исходя из процентных свопов, рынок ожидает, что ЦБ повысит ставку до 7,25% к концу года, хотя еще в начале второго квартала инвесторы закладывали уровни ниже 6%.
«Главное, чтобы ЦБ не поддался сейчас эмоциям», и не выдал сгоряча повышение сразу 200 б.п., пишет экономист банка Центрокредит Евгений Суворов.
«Цифры по инфляции выглядят драматически», — отмечает он. Общий рост потребительских цен установил рекорд за 5 лет (6,5%), рост цен на продукты — за 6 лет (8,7%), а месячная инфляция за июнь (0,69%) стала максимальной за 9 лет для этого месяца.
Инфляция остается повышенной беспрецедентно долго с 2015 года, и давление нарастает, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: на 15% подорожал импорт, на 20% — контейнерные перевозки, на 40% взлетели мировые цены на продовольствие, в то время как потребители активно набирают кредиты, покупая товары и недвижимость в долг.
К тому же снова снижается рубль (курс доллара вышел на максимум с начал мая), а значит, впереди новый виток инфляции, указывает президент ИГ «Московские партнеры» Евгений Коган.
Несмотря на драматичные цифры, надо понимать, что июньская инфляция — «это пик всплеска, в ближайшие недели мы увидим замедление», оптимистичен Суворов. С появлением урожая начал дешеветь картофель, и того же можно ждать в моркови, считаеон. По мнению Орловой, к концу года инфляция практически не замедлится и составит 6,3%.
Разгонять цены будут дорожающий импорт, возможное ослабление рубля во второй половине года, а также выборы в ГосДуму, считает она: «Во-первых, правительство, вероятно, увеличит некоторые социальные расходы накануне выборов. Во-вторых, нельзя исключать, что розничные сети могут откладывать рост конечных цен накануне выборов, чтобы затем перейти к их ускоренному повышению в четвертом квартале».
«ЦБ РФ ограничен в возможностях влиять на потребительский спрос и мало что может противопоставить глобальному инфляционному давлению», — пишут аналитики Сбербанк CIB.
Повышение ставки хотя бы окажет поддержку рублю, курс которого к концу года приблизится к 70 за доллар, прогнозируют они.
По материалам Финанз.ру
Комментирует экономист Никита Кричевский
@Антискрепа
Скажите, какая разница, сколько в июне составила официальная инфляция?
Нас, как дурачков, убеждают, что инфляция ускорилась всего до 6,5% к аналогичному месяцу 2020 г. по сравнению с 6% в мае (год к году). При этом рост цен на непродовольственные товары догоняет продовольственную инфляцию — 7,9 против 7,04% (в мае было 7,4 против 6,7%).
Ясно же, что данные подкручены. Возникает другой вопрос – что со всем этим хозяйством делать? Центробанк с поставленной им же самим задачей удерживать инфляцию в пределах 4% не справляется, и никакой грядущий рост ставочки повлиять на это не может.
Очевидно, что за проблему нужно браться правительству, но прежде не мешало бы сменить главу Банка России. В том, что она несменяема, мы убеждались не раз, ибо госпожа Набиуллина пользуется неограниченным доверием Самого.
Выходит, ответственность за ситуацию делегируется президенту. Только нам от этого не легче.