Российская экономика вот-вот перегреется
Месячная инфляция в России достигла полуторалетнего максимума. Ее ускорили не только недавняя индексация тарифов ЖКХ, отмечают эксперты, но и внутренний спрос, дальнейший рост которого нынешними темпами, по мнению Международного валютного фонда, таит в себе риски «перегрева» российской экономики.
Темпы роста потребительских цен, превышающие 1 процент в месяц, в последний раз отмечались в России в январе 2011 года – тогда они, с учетом традиционной ранее январской индексации тарифов на услуги ЖКХ, повысились в течение месяца на 2,4 процента. Но с тех пор в течение 16 месяцев подряд неизменно оказывались ниже 1 процент, а в августе и сентябре прошлого года – и вовсе отрицательными.
В прошлом месяце, когда индексацию тарифов ЖКХ и ряда акцизов в России впервые провели в середине года, а не в начале, месячная инфляция, как следует из представленных в минувшую пятницу данных Росстата, составила 1,2 процента, хотя заметное ее ускорение было отмечено еще в июне – 0,9 процентов, что уже стало максимумом с начала этого года.
И это ускорение продолжится – в августе и сентябре, как минимум, прогнозирует главный экономист по России и странам СНГ британского банка HSBC Александр Морозов:
– Отчасти это связано с тем, что еще не до конца отразилось на темпах инфляции повышение тарифов ЖКХ – например, в Москве некоторые из них будут индексированы лишь в сентябре. И частично это связано с тем, что рост цен на продовольствие в целом и на фрукты-овощи в этом году будет выражен сильнее, чем в 2011-ом, а это даст дополнительный импульс инфляции в целом за год, – отметил Александр Морозов.
Годовые темпы роста цен в России, то есть к уровню того же месяца годом ранее, составили в июле 5,6% – это их семимесячный максимум. И одним из главных факторов повышения стал значительный рост внутреннего спроса в стране в последние месяцы, полагает главный экономист по России банка «ВТБ Капитал» Максим Орешкин. По его словам, еще пару месяцев назад эксперты ожидали, что годовая инфляция в июле окажется значительно ниже, а без учета роста тарифов ЖКХ и цен на продукты питания, годовой тренд как раз в июле «преломился», и инфляция начала ускоряться.
Темпы роста внутреннего спроса остаются высокими, что проявляется, в частности, и в таких косвенных показателях как снижение до рекордного низких уровней безработицы в России, а также ускоренный рост зарплат, продолжает Орешкин. «На этом фоне явно можно говорить о том, что сильные темпы роста внутреннего спроса приводят к ускорению инфляционного давления в российской экономике».
Об усилении инфляционного давления на российскую экономику под влиянием растущего внутреннего спроса, в первую очередь – потребительского, на прошлой неделе предупредили и эксперты Международного валютного фонда. Руководитель российского представительства МВФ Одд Пер Брекк заявил 3 августа, что экономике России может даже угрожать «перегрев». Хотя, учитывая нынешние, довольно скромные общие темпы ее роста, такой прогноз и может показаться странным.
Действительно, экономика России растет ныне темпами чуть выше 4 процентов в год, и в стране вновь наблюдается потребительский бум, отмечает Александр Морозов: темпы роста розничного кредитования зашкаливают, а норма сбережений населения, наоборот, снижается. «Чтобы избежать в будущем макроэкономических проблем, нужно, по крайней мере, стабилизировать рост розничных кредитов на уровне прироста депозитов населения. Пока же этот разрыв только нарастает, увеличивая риски того, что рост экономики может резко замедлиться».
Темпы роста потребительского кредитования в России превышают 40 проценты в год, тогда как объем частных банковских вкладов, по прогнозам, увеличится в этом году лишь на 20 процентов.
Наши оценки в этой части также совпадают с мнением МВФ, говорит Максим Орешкин, – в текущей ситуации России требуется несколько замедлить темпы роста внутреннего спроса, чтобы сделать общий рост экономики более сбалансированным.
– Рост ВВП примерно на 3 процентов в год и соответствующие этому темпы роста внутреннего спроса будут обеспечивать стабильную ситуацию: как с точки зрения реального положения на рынке труда — ввиду того, что численность трудоспособного населения в стране не растет, так и в плане баланса внешней торговли — физические объемы главных составляющих российского экспорта, нефти и газа, не растут уже несколько лет, а темпы импорта при этом замедлились, – поясняет Орешкин.
Сергей Сенинский, Радио «Свобода»