Является ли Россия левой страной? В.Соловей
Рост левых настроений в богоспасаемом Отечестве очевиден. Симпатии к советскому прошлому и ряду ее фигур, популярность новых левых политиков, в частности Николая Бондаренко и Николая Платошкина, кажется, предвещают КПРФ неплохие результаты на парламентских выборах. Однако можно ли на этом основании сделать вывод, что российское общество дрейфует влево и в России назревает левый поворот?
У меня серьезные сомнения в том, что так называемые «левые настроения» в действительности субстанциально левые. Ностальгия по прошлому – психологический модус, а не идейная позиция. Причем модус бессилия, ибо он ориентирован в прошлое, а не будущее. Это попытка двигаться вперед с головой, обернутой назад. Критика существующей системы тоже не привилегия левых. Да и в основе этой критики, похоже, лежит социальная зависть. Завить — чувство сильное и разрушительное, но творчески совершенно бесплодное.
Наконец, самое важное. Среди так называемых «левых настроений» полностью отсутствует идея солидарности. А ведь именно она считается характерообразующей чертой левой идеологии. Но где вы ее видите в современной России – стране, в которой строительство дома начинается с возведения как можно более высокого забора от соседей? И, кстати, обратите внимание: ни одна левая сила в России ни слова не говорит о солидарности! Не говорит потому, что в обществе на это нет запроса. Фундаментальный запрос у него на индивидуализм, личные права и частную собственность. Петр Столыпин мог бы порадоваться: русские хотят обогащаться; даже самые левые не хотят ни нищеты, ни уравниловки в нищете.
Как вы понимаете, к левизне это массовое настроение не имеет никакого отношения. Ровно наоборот: главный общественный запрос в России оказывается правым!
Слишком много умных слов, профессор, ничего общего не имеющих с правдой и действительностью. Демагогия. Во всяком случае, сторонников либеральных идей в такой стране как Россия на порядок меньше.