А.Кудрин сравнил ситуацию с долгами регионов РФ с финансовой пирамидой

Непрерывное увеличение объемов заимствований для покрытия текущих расходов — это путь к финансовой пирамиде, заявил в ходе заседания комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам глава Счетной палаты России Алексей Кудрин.
«Если текущие расходы требуют заимствований, тогда этот долг непрерывно должен увеличиваться, и тогда мы шаг за шагом подойдем к пирамиде: будем заимствовать, чтобы покрыть предыдущие заимствования и еще нарастить заимствования. Это требует более внимательного отношения, особенно в ближайшее время», — сказал Кудрин.
По его словам, в 2020 году госдолг регионов РФ вырос на 383 млрд рублей, или на 18%, и составил 2,5 трлн рублей, что является максимальным уровнем за 10 лет. При этом у Мордовии, Хакасии и Удмуртии госдолг уже превышает 100% от доходов.
«Это, конечно, объяснимо с учетом пандемии, но это требует дополнительного внимания для того, чтобы после пандемии при положительных темпах роста и положительных доходах субъектов мы должны видеть перспективу на снижение величины долга», — подчеркнул Кудрин.
Он также добавил, что проблема с высоким уровнем долговой нагрузки ухудшается из-за рыночных заимствований, которые происходят для финансирования текущих расходов.
«Для обеспечения текущих расходов, по идее, мы не должны прибегать к рыночным заимствованиям», — считает глава Счетной палаты.
О колоссальном долге российских регионов высказываются и другие экономисты. К примеру, доктор экономических наук Никита Кричевский провел параллели с Китаем:
«Сейчас в стране нарисовались сразу девять регионов, по уровню долговой нагрузки находящихся в опасной зоне. А в Хакассии местный закон о бюджете (долговая нагрузка превышает 100% уровня собственных доходов) и вовсе отменён тамошним судом.
Проблема не в том, что долгов много. Проблема в том, что долги краткосрочные, коррупционные, дорогие и взяты «на пельмени», то есть проедены.
Что думает Минфин о рисках бюджетного кризиса? Минфин считает, что все хорошо. Меры для ускорения доведения в бюджеты целевой поддержки предприняты, соглашения по субсидиям и иным трансфертам заключены.
Минфин в своё оправдание наверняка приведёт в пример Китай, где внутренний долг превышает 300% ВВП. Разница в том, что в Китае регионы берут кредиты на развитие, а у нас, благодаря Минфину, на прокорм».