Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Нефтяным компаниям заплатят 135 млрд рублей из бюджета, чтобы остановить рост цен на бензин

Бензиновый кризис

Правительство России согласилось увеличить выплаты нефтяным компаниям из бюджета, чтобы затормозить повышение розничных цен на бензин, сообщает Финанз.ру.

После серии совещаний в Минэнерго, правительстве и у президента Владимира Путина кабин принял решение скорректировать регулирование стоимости топлива для конечных потребителей.

Как сообщила пресс-служба Белого дома, изменится формула демпфера — механизма, запущенного в 2018 году для стабилизации цен на АЗС.

Его суть заключается в следующем: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть разницы через так называемый обратный акциз. Если же продавать бензин в России выгоднее, чем на внешних рынках, то наоборот — НПЗ должны отдавать в бюджет сверхприбыль.

В новой формуле цена бензина будет индексироваться на величину фактического роста цен на АЗС (вместо стабильных 5% сейчас). Это позволит увеличить выплаты нефтяным компаниям на 135 млрд рублей в год, оценил для VTimes главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Увязка индексации индикативных цен с розничными, рост которых ограничен, должна сбалансировать ситуацию на рынке, иначе в цепочке производителей-поставщиков топлива будут убытки, заключает Ежов.

По итогам февраля нефтяники получили из бюджета около 17 млрд рублей, а если цены на нефть на текущем уровне — почти 70 долларов за баррель — компенсации увеличатся в 1,5-2 раза, до 28-30 млрд рублей.

Но этого не хватает, чтобы остановить топливную инфляцию, которая превышает общую по стране. С начала года бензин подорожал на 1,9%, при том что индекс потребительских цен в целом прибавил 1,5%.

Топливный рынок вновь оказался на грани кризиса, отмечает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Причина — недостаток предложения на бирже и рост оптовых цен темпами, существенно превышающими инфляцию и рост розничных цен».

С 15 декабря по 4 марта бензин марки Аи-95 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже подорожал на 20% и стоит 55,3 тысячи рублей за тонну. Котировки выше рынок видел лишь дважды — во время бензинового кризиса 2018-го и в отдельные дни июля 2020-го.

Аи-92 с 7 декабря по 4 марта взлетел на 24%, а его текущая цена — 54,4 тысячи рублей за тонну — рекордная почти за три года. В феврале Россия резко сократила экспорт нефти (на 11% по сравнению с январем на 20% в годовом выражении), чтобы насытить сырьем внутренний рынок, увеличить переработку и покрыть дефицит. Это затормозило рост биржевых цен, но с начала марта они снова поползли вверх: Аи-92 подорожал на 4,6%, Аи-95 — на 2%.

«Оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают, что делает розничный бизнес убыточным, — поясняет Аркуша. — Корректировка демпфера назрела, он не исполняет свою роль, а по суть является очередным налогом на отрасль. Его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *