Правительство задумало заморозить цены на макароны, яйца и картофель

Командный контроль за инфляцией оказался наркотически заразителен: начав с заморозки цен на сахар и подсолнечное масло, чиновники правительства РФ, похоже, уже не могут остановиться.
Как пишет Финанз.ру со ссылками на «Ведомости» и «Коммерсант», в правительстве РФ задумались о расширении перечня товаров, на которые распространяется жесткое госрегулирование цен.
В попавших на глаза правительству продуктах издания расходятся
Вопрос о росте цен на базовые продукты подняла на совещании с отраслевыми союзами и региональными аграрными ведомствами замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. По данным «Ведомостей», речь шла о макаронах и яйцах, по данным «Коммерсанта» — о макаронах и зерне.
Лут попросила представителей регионов добиться от производителей, чтобы те не повышали цены хотя бы в первом квартале. Если рост продолжится, Минсельхоз будет вынужден пойти на такие же меры, как было с сахаром и зерном — установить предельные розничные цены.
В Минсельхозе РИА Новости подтвердили, что рекомендуют регионам провести с производителями переговоры о сдерживании цен на макароны и яйца. Также в перечень попал картофель, подорожавший на 33,8%% за прошлый год и еще 4,9% с начала текущего.
Цены на яйца, согласно Росстату, растут 17 недель подряд. За прошлый год они прибавили 15,1%. Макароны стали дороже на 12,1% и прибавили еще 0,5% в 2021 году.
Общая продовольственная инфляция в 2020-м стала рекордной с 2017 года и продолжает ускоряться на фоне стремительного роста цен на овощи.
В середине декабря, напомним, власти ввели предельные оптовые и розничные цены на сахар и подсолнечное масло: 36 и 46 рублей за кг и 95 и 110 рублей за литр соответственно.
В результате небольшие и средние торговые сети столкнулись со сложностями в закупке молока и масла по регулируемым ценам — на условиях правительства поставщики готовы отгружать только небольшие объемы и просят премию за их доставку.
Эксперт: заморозка цен добьет сельское хозяйство
Жесткое регулирование цен в итоге может привести к тому, что «вся сельскохозяйственная отрасль будет в руинах — это после того, как в 2014 году под лозунгом импортозамещения на то, чтобы поднять наших производителей, скидывалась вся страна», говорит ректор РЭШ Рубен Ениколопов.
«Жесткое ограничение в цене приведет к дефициту продукта — товары по нерыночным ценам никто продавать не будет. Если цены будут ограничены более мягко — за счет экспортной пошлины — производитель с рынка не уйдет, но прибыльность бизнеса начнет исчезать, а в отрасль начнет приходить все меньше инвестиций. Это, кстати, еще один показатель того, что в России невозможно делать длинные инвестиции — потому что как только ты начинаешь получать прибыль, государство приходит и забирает ее», — рассуждает он.
С помощью установления максимальных цен на социально значимые продукты государство пытается бороться с обеднением населения, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Решения об ограничении роста цен просто говорят о том, что у правительства нет достаточно эффективных инструментов, чтобы оказать адресную помощь населению с низкими доходами, и приходится задействовать контроль за ценами, чтобы предотвратить резкое падение уровня жизни этих домохозяйств».
Никита Кричевский: «Задолбали»
Комментарий экономиста приводим без цензуры:
«За первые две недели этого года яйца у производителей подорожали на 30%, макароны — на 8%.
20 января у Минсельхоза наконец-то дошли руки и до яиц. Вчера замминистра Лут попросила (слышите — попросила) представителей регионов, где есть производители яиц и макарон, убедить производителей не повышать цены хотя бы в I квартале.
18 декабря мы говорили, что одними пошлинами и квотами с проблемой роста цен не справиться (какие могут быть пошлины на яйца). Не поможет и сдерживание роста курса. Тем более, что яйца и макароны — уже произведённые готовые субпродукты, затраты на производство которых осуществлены в прошлых периодах.
Надо решать с монополизацией и картелизацией, расцветшей пышным цветом при министре Патрушеве-дж. Ну, дал он указание своей замше попросить не повышать цены в I квартале, ну, попросила она, а дальше что? Путин отойдёт от власти и спрашивать будет некому? Похоже, вся надежда именно на это.
Задолбали.«