Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

ФНБ не предназначен для антикризисных программ — Колычев

Средства ФНБ

Главная цель Фонда национального благосостояния, где на начало ноября было скоплено 115 млрд долларов сырьевых сверхдоходов, — это не антикризисные программы, а распределение сырьевой ренты между поколениями. Об этом в интервью Bloomberg заявил замглавы Минфина России Владимир Колычев.

По его словам, пока власти не видят причин оказывать дополнительную поддержку доходам граждан и пострадавшим от пандемии отраслям, как это было в первую волну.

«По экономической активности, третий квартал и начало четвертого квартала Россия проходит лучше, чем было заложено в макропрогнозе и бюджете. Предпосылок для того, чтобы менять бюджет не видим», — заявил Колычев.

«Сейчас в бюджете заложен довольно большой рост расходов, как в этом, так и в следующем году, по сравнению с доковидными прогнозами. В 2020 году это около 4-4,5% ВВП, а в 2021 году более 1% ВВП, — пояснил он. — Стимул соразмерен эффекту ковида на внебюджетный сектор, который мы наблюдаем. Если по какой-то причине эффект ковида окажется масштабнее, то в бюджете заложены определенные резервы. Резервный фонд правительства может составить до 0,5 триллиона рублей».

Что касается ФНБ и бюджетного правила, неотъемлемой частью которого является фонд, то их главная цель — это «равномерное (справедливое) межпоколенческое распределение природной ренты», подчеркнул замминистра.

«Менять целеполагание бюджетного правила для большего расходования ФНБ на антикризисные программы — неправильно, — заявил он. — Это перечеркнуло бы стабилизирующую функцию правила, повысило бы уязвимость нашей экономики к ценовой конъюнктуре на рынке энергоносителей».

В этом году власти намерены потратить из фонда всего 342,1 млрд рублей, при том что дефицит бюджета, по оценке Счетной палаты, составит 5,1 триллиона рублей, пишет Финанз.ру.

В следующем году расходы из фонда уменьшат до 94,9 млрд рублей. Деньгами ФНБ будет обеспечено лишь 0,4% федерального бюджета (21,12 трлн рублей) и 3,4% от его дефицита, который составит 2,755 трлн рублей.

С 2022 года, согласно закону о бюджете, Минфин намерен возобновить накопление фонда, отправляя в него по 600-700 млрд рублей в год.

Использование денег ФНБ в 2020 году помогло сдержать падение рубля, объяснил Колычев. Фонд — это иностранная валюта, и ее продажа на рынке сгладила дефицит сырьевой экспортной выручки.

В общей сложности ЦБ в интересах Минфина продал валюты на сумму порядка 4,7 млрд долларов. «Если бы не было ФНБ, то и ослабление рубля в этом году было бы гораздо более масштабным чем 18%», — пояснил замминистра.

По оценке МВФ, российский пакет государственной помощи экономике в пандемии оказался в разы меньше, чем у развитых стран. Так, затраты на здравоохранение и прочие пострадавшие от кризиса сектора в виде непосредственных расходов бюджета или отказа от сбора налоговых доходов в России составили 2,4% ВВП, в то время как Канада, США и Австралия потратили в среднем 12% ВВП.

При этом на поддержку национальной экономики в виде займов, докапитализации и выкупа активов российский бюджет потратил меньше по сравнению как с развитыми, так и развивающимися странами. Объем такой помощи, по данным МВФ, составил в РФ 0,1% ВВП, в то время как в Германии он достиг 6% ВВП (максимум из всех рассматриваемых стран), а в Польше — 1,8%.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *