В РФ планируется «страхование занятости» — еще один сбор с каждой зарплаты
Российские власти прорабатывают возможность введения нового сбора с бизнеса, чтобы деньгами налогоплательщиков профинансировать помощь безработным, армия которых за время пандемии, по официальным данным, выросла на 1,2 млн человек.
Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, летом предложили депутаты «Единой России». Во вторник, 24 ноября, идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы СовБеза РФ Дмитрий Медведев.
«Тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей», — признал он.
Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах», подчеркнул Медведев на онлайн-совещании по вопросам совершенствования социально-трудового законодательства.
«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», — сказал он (цитаты по ТАСС).
По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.
Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 год, пишет Финанз.ру. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992 это было 1%, в 1993-96 гг — 2%, в 1996-2001 гг — 1,5%.
От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.
С идеей вернуться к прежней системе в 2017 году выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его идее, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты.
Эти отчисления добавились бы к пакету соцвзносов в размере 30% от зарплат, которые уже платит работодатель в ПФР, фонд ОМС и фонд соцстрахования. Еще 13% уходит на подоходный налог, который с 2021 года увеличится до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн рублей в год.
Три года назад идея Топилина быстро утонула, но коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 триллиона рублей, вернул ее к жизни.
На совещании «Единой России» в августе первый заместитель руководителя фракции Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.
«При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти «по собственному желанию» и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки», — аргументировал он.
Новый глава Минтруда Антон Котяков идею раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.
«Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», — заявил Котяков.