Е.Коган рассказал, как правильно обанкротиться
Сегодня очень важно разбираться в теме банкротств. Разворачивается мощная волна пандемии. Когда она пойдет вспять – одному Богу известно. Бизнесы еле дышат после первой волны. Хотя, многие уже и не дышат. Поэтому тема банкротств будет нас преследовать и в 2020, и в 2021 и, боюсь, что и далее.
Тут возникает аспект, о котором многие не задумываются. А зря.
Акционер vs Менеджер: второй фронт банкротных войн.
В предыдущем посте на эту тему я упомянул тему рисков топ-менеджеров в рамках банкротства, это заинтересовало читателей. Опишу подробнее.
Проблема в том, что стратегии бизнесмена и топ-менеджера в «антикризисном» управлении бизнесом кардинально различаются.
Типичная стратегия собственника – максимально оттягивать момент подачи заявления о банкротстве. За это время ему нужно найти средства для финансирования проекта, вывести оставшиеся активы, минимизировать убыток. И при этом всём остаться анонимным.
Правильная по закону стратегия директора – при первых признаках финансовых проблем поставить перед участниками или акционерами вопрос о подаче заявления о банкротстве; «резервный» путь – раскрыть суду бенефициара бизнеса, дать информацию о его имуществе, это поможет избежать субсидиарки или уменьшить её (п.9 ст.61.11 Закона о банкротстве).
Описанный конфликт введен в закон не просто так. Классический урок «дилеммы заключенного» – если каждый играет за себя, то оба проиграют.
Что делать? Не вестись на провокацию.
Самая эффективная стратегия – координация. Итак, намечается финансовый кризис…
- Приведите в порядок бухгалтерию. Большая и часто встречающаяся проблема – наличие по отчетности имущества, которого в действительности нет. Проведите ревизию дебиторской задолженности, примите меры к её взысканию или, если есть основания, к списанию.
- Составьте бизнес-план. Экономически обоснованный план выхода из кризиса препятствует привлечению руководителя к субсидиарной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу заявления о банкротстве (п. 29 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2018).
- Не принимайте (много) новых обязательств. Помните, ответственность за неподачу заявления о банкротстве ограничена объемом обязательств, возникших через месяц после даты, когда это заявление нужно было подать (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53).
- Запаситесь «дружественной» кредиторкой, но учтите практику «субординации» требований аффилированных кредиторов, они не подойдут (Обзор судебной практики утв. Президиумом ВС РФ 29.01.2020). И Бога ради, не используйте векселя, сейчас же не 2007.
- Выводите активы заранее или не выводите совсем. Неверно выведенный актив неизбежно вернется в процедуру и послужит основанием привлечения к субсидиарной ответственности. Сроки оспаривания по Закону о банкротстве ограничены тремя годами от даты возбуждения дела, и чем ближе к этой дате, тем хуже (периоды такие: 3 года, 1 год, 6 и 1 месяц).
- Есть поручительства – готовьтесь к личному банкротству. Обеспечьте себе единственное (не роскошное!) жилье, составьте брачный договор (или разведитесь), не совершайте подозрительных сделок.
- Не упустите момент! Если банкротства избежать не удаётся, надо грамотно подобрать момент подачи заявления, так, чтобы, с одной стороны, не попали под оспаривание важные сделки, с другой – чтобы не возникло лишних оснований к субсидиарке. И, само собой, нельзя допустить, чтобы заявление о банкротстве подал кто-то другой.
- Грамотно распорядитесь деньгами. Про это я подробно писал в истории господина «К». Если коротко, то, если не можете загасить все долги, не стоит платить одному. Будьте умным, а не добрым. Хотите погасить долг – используйте цессию, это будет более грамотно.
А если договориться не вышло?..
Все перечисленное куда проще осуществить, когда над процедурой работает одна команда. Прогноз в условиях конфликта неблагоприятен для обоих его участников. Открывая «второй фронт», держите это в голове.
Все написанное здесь – лишь небольшая часть опыта тех, кто досконально разбирается в тематике.
Автор — инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган (@bitkogan)