Исчезло 430 млрд, выделенных на поддержку россиян. Минфин потратил 620 млрд, до россиян дошло 190 млрд
Программы помощи российским гражданам в период пандемии превратились в «черную дыру» внутри государственной статистики, пишет Финанс.ру. В то время как Минфин отчитывается о выделении сотен миллиардов рублей на помощь пострадавшим, Росстат не видит в карманах населения даже трети от заявленных денег.
По данным Минфина, за первую половину года федеральный бюджет выделил по статье социальная политика 3,195 триллиона рублей — на 30% больше, чем за тот же период год назад.
747 миллиардов рублей дополнительного финансирования ушли главным образом на поддержку семей с детьми. Расходы бюджета по статье «охрана материнства и детства» выросли на 531 млрд рублей, или 209%, и достигли 785 млрд.
По статье «социальное обеспечение населения» правительство выделило на 89 млрд рублей больше, чем год назад — 717 млрд рублей за 6 месяцев.
Основная часть этих вливаний — 620 млрд рублей — пришлась на период с апреля по июнь, когда заработали пакеты помощи, анонсированные президентом Владимиром Путиным.
В течение второго квартала родителям детей в возрасте до 3 лет выплачивалось по 5 тысяч рублей, в июне также состоялись единовременные выплаты по 10 тысяч рублей семьям с детьми от 3 до 16 лет. По данным Минтруда, с 1 по 3 июня пенсионный фонд перечислил гражданам 164 млрд рублей.
Только выплаты на детей должны были оставить на руках у граждан около 270 млрд рублей, подсчитали эксперты «Центра развития» ВШЭ.
Но в данных Росстата по структуре денежных доходов населения этих сумм не наблюдается. Согласно официальной статистике, за второй квартал россияне получили только 74 млрд рублей дополнительных социальных выплат.
Относительно прошлого года доходы от социальной помощи выросли на 190 млрд рублей — то есть на 430 млрд меньше, чем выделил, согласно бюджетным отчетам, Минфин.
Если исходить из данных Росстата, то пакет помощи россиянам в период вируса составил ничтожные 0,1% ВВП против 30% ВВП в США. «Данные Росстата о социальных выплатах <..> вызывают вопросы», — отмечает замдиректора «Центра развития» ВШЭ Светлана Мисихина.
Одно из возможных объяснений заключается в том, что другие, не связанные с пандемией социальные выплаты снизились, и это повлияло на итоговый результат, рассуждает она. Часть выплат могла отразиться в цифрах за первый квартал — например, помощь лицам старше 65 лет в связи с самоизоляцией.
Впрочем, вопросы вызывает вся статистика по доходам за весенний период, отмечает Мисихина. Во втором квартале Росстат увидел рост реальных зарплат на 1,6%, тогда как сборы НДФЛ рухнули на 10,3%, фонд оплаты труда сократился на 0,5%, а в ходе опросов более 20% жаловались, что столкнулись со снижением зарплат или вынужденным отпуском.
Вероятно, Росстат пересмотрит данные, как это уже было с цифрами за первый квартал, считает эксперт.