Почему на Дальнем Востоке начался дефицит бензина
На заправках Дальнего Востока из продажи начал исчезать бензин. Независимые АЗС Приморского края перестали продавать АИ-95 и АИ-98, сообщил РБК глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков.
В частности, сеть «Октант», совладельцем которой является Чирсков, перестала продавать АИ-98 на всех своих заправках с июля. АИ-95 и АИ-98 отсутствуют также на половине заправок сети «Бензо» (владеет 31 АЗС).
Сейчас в регионе работают 335 заправок. Большинство из них — 214 — принадлежат независимым сетям. Они закупают бензин у крупных региональных производителей, из которых лишь один — Комсомольский НПЗ «Роснефти» — продает топливо на бирже.
Другой крупный завод — Хабаровский НПЗ, принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова, — основную часть топлива поставляет на собственные заправки (92 АЗС в Приморье).
С конца июня оптовые цены Комсомольского НПЗ превышают розничные цены на АЗС «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга», говорит Чирсков. На 31 июля разница достигала 4 рубля за литр АИ-95 и 3 рубля — для АИ-98.
Это ставит независимые АЗС в безвыходное положение: они вынуждены либо торговать бензином в убыток, либо выставлять ценники существенно выше, чем на заправках «Роснефти».
Оптовые цены растут из-за того, что на бирже продается слишком мало бензина, считает Чирсков. По его словам, Комсомольский НПЗ «Роснефти» продает через биржу около 120 тонн АИ-95 в день, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше тысячи тонн.
При этом «Роснефть» не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу, сетует Чирсков.
«Роснефть» действительно продает 120 тонн АИ-95 и АИ-98 в сутки, подтвердил представитель компании. В остальном, сообщил он, заявления главы Приморского топливного союза, не соответствуют действительности: заявки, поданные «независимыми» сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме».
В первую очередь «Роснефть» обеспечивает топливом свои АЗС, а независимые сети могут покупать бензин у других поставщиков, заявили в компании.
Но вести бензин из других регионов на Дальний Восток слишком дорого, а кроме Комсомольского НПЗ «Роснефти» других продавцов на бирже нет, говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
По его словам, кризис на рынке бензина приобретает общероссийский масштаб: заводы сократили производство, биржевые цены взлетели до исторических максимумов, в результате в опте и мелком опте бензин стоит столько, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка.
Заправщикам нужна маржа в 5-6 рублей за литр, чтобы покрывать затраты на эксплуатацию, зарплаты и кредиты, говорит Аркуша. В реальности разница между оптовыми и розничными ценами в среднем по регионам составляет 2-3 рубля, а на Дальнем Востоке ситуация еще сложнее.
В этом году Комсомольский завод снизил продажи топлива, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов: в июле это было 2,76 тысячи тонн АИ-95 против 3,3 тысяч год назад.
С конца мая оптовая цена на АИ-95 превысила уровень прошлого года, а к 31 июля составила 63 877 рублей за тонну, что на 26% выше прошлогоднего уровня.
Комментарий экономиста Никиты Кричевского
Новость, что часть независимых АЗС Дальнего Востока перестали продавать АИ-95 и АИ-98, имеет далекое от экономики объяснение.
Власть небезосновательно считает, что воду с дальневосточными протестами мутят, в первую очередь, те, кто имеет значительные объемы кэша. Это помимо рыбаков или сферы услуг хозяева независимых АЗС. За 20 с лишним лет ребята наладили устойчивые схемы по реализации не столько разбодяженного (но по документам честного), сколько «самоварного» бензина.
Полулегальных миниНПЗ на Дальнем Востоке многие десятки, а то и сотни.
Отсюда перевод рыболовецких квот на аукционы, отсюда жалобы на нехватку «официального» бензина. Начнёшь заправлять «левым» топливом — тут же прихлопнут, поскольку официальных поставок нет.
Дальний Восток — вольница. Ею была, ею и остается.